The Tragedy of Russia's Reforms: Market Bolshevism Against Democracy - ч. 2

Dec 30, 2012 10:42







Из книги Петера Реддвея и Дмитрия Глински "Трагедия реформ в России: рыночный большевизм против демократии".


















РЕФОРМЫ:
1993 переворот и введение
в НОВЫЙ ПОРЯДОК

Если Ельцин приостанавливает работу антидемократического парламента, это не обязательно антидемократические действия.
Если он приостанавливает работу антидемократического парламента и бросает много людей в тюрьмы, а войска
проливают кровь по приказу Ельцина, это уже другая ситуация.

- Л высокопоставленный американский чиновник, New York Times, 13 марта 1993

В 8 часов вечера 21 сентября 1993 года, Борис Ельцин выступил на национальном телевидении россии и проинформировал население, что он только что подписал Указ № 1400 о роспуске парламента, приостановлении действия ряда статей конституции, и введении президентского правления. Как сам президент признался в своем обращении к нации, этот указ нарушил Основной закон страны-Конституцию, на которой он принял присягу в июле 1991 года и поклялся быть её гарантом. Это было, результатом постоянно внесения поправок в настоящую конституцию с подачи парламента, сигналом того что он был в состоянии консолидировать власть и начать шоковую терапию. Он оправдывал свои действия ссылкой на то что действующая конституция устаревшего "советского" и "коммунистического" периода. Тем не менее, в соответствии со статьей 121-6 Конституции, такое действие влекло за собой (автоимпичмент) удаление президента от должности. Таким образом, в течение нескольких часов, действуя с согласия Конституционного суда, законодательный орган (парламент) объявил Бориса Ельцина виновным в совершении государственного переворота и отменил его президентские полномочия. К полуночи. Вице-президент Александр Руцкой был приведен к присяге в качестве исполняющего обязанности президента России.
В течение следующих двух недель, интенсивного противостояния развернулась острая борьба между президентом России и законодательной властью страны. Но силы сторон были резко неравными: Съезд народных депутатов опирались на букву и дух Конституции и на её интерпретацию большинством судей Конституционного суда, а также на поддержку региональных и местных законодательных органов. Была также некоторый смутная надежда части демократических идеалистов в парламенте, что "Запад" не примет такого насильственного разрушения конституционного строя и представительных учреждений в России, даже ради "реформ" (шоковой терапии). Но этих факторов оказалось, недостаточно. Глубоко укоренившаяся культура военного подчинения исполнительной власти исключили поддержку парламента армией (хотя, как мы увидим она также не поддержала и Ельцина) от военизированных бригад состоящих из ультра-националистов (рне) было мало пользы, кроме дискредитации демократических элементов в парламенте (другой пользы не было), причем некоторые из них явно действовали как агенты провокаторы государственной безопасности.
Со своей стороны Ельцин и его соратники пользовались практически бесспорным контролем над ключевыми инструментами экономической власти, в том числе государственного бюджета, Центрального банка и квази-приватизированных корпораций, а также западной финансовой помощи. С помощью этих инструментов, они имели подавляющий контроль над средствами массовой информации. Кроме того, Кремль сумел мобилизовать репрессивную машину крупных правоохранительных министерств тем более, что министерство внутренних дел, на протяжении десятилетий было лидером по коррупции и скрытой приватизации государственных активов и там поэтому было много сторонников экономических реформаторов в правительстве. В тандеме с новыми бизнесменами, криминальными элементами, коррумпированными чиновниками и директорами заводов от коммунистической номенклатуры, которым были более желанны непривлекательные формы капитализма и демократии в противовес значительной степени беспомощного русского населениея.
К этим Кремлёвским силам, следует добавить покорных региональных администраторов (большинство из них назначаются президентом и часто замешаны в нарушений закона) и ревностный лояльностью и поддержкой со стороны привилегированных слоев митрополита, стремящихся защитить свой привилегированный образ жизни и преимущества быть посредниками между «отсталой России» и «большим Западом». Тем не менее, все эти Ресурсы, открытые и скрытые поддержку Кремля с ключевыми должностными лицами в крупных западных правительств и финансовых учреждений оказаться решающим фактором. Что касается массы среднестатистических россиян, последующие события показали, что ни Кремль, ни Парламент не пользовались широкой народной поддержкой. Как и в финальной сцене Борис Годунов Пушкина, русские люди сохранили свое молчание.
Через две недели после рокового 21 сентября мы стали свидетелями взаимных угроз и всплесков насилия, наряду с напряженной борьбой со стороны сторонников мирного компромисса. Тем не менее, усилия различных субъектов: председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, ряда центристских политиков, и некоторые из региональных лидеров привело к формированию решения (которое тяготело вокруг одновременных досрочных выборов парламента и президента, с перераспределением полномочий в пользу Парламента) не удовлетворяли Ельцина и желание его сподвижников определить будущее страны в одностороннем порядке. 3 октября, когда силы компромисса подошли опасно близко к успеху, а Кремль оказался на грани политического поражения. Стратеги Ельцинской службы безопасности умело использовали группу внепарламентских радикалов под красными знаменами, чтобы зажечь насилие на улицах Москвы, нападая на мэрию Лужкова, и которые перевели баланс сил в сторону вооружённой борьбы.
Таким образом, политический конфликт был превращен в борьбу физической силы (насилие), которая была более знакома и выгодна для Кремля, чем правовые и конституционные споры. Рано утром 4 октября Ельцин и его сторонники жесткой линии (в том числе такие известные фигуры, как тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин и его заместитель Анатолий Чубайс), заручившись поддержкой или молчаливого согласием центристов, заказал атаку на русский Белый дом с применением тяжелой артиллерии и специальных штурмовых отрядов. В течение нескольких часов, линия обороны была нарушена, номинальный штаб-квартира парламента были обстреляны и захвачены, а лидеры Сопротивления-Парламента были брошены в тюрьму. Оценки общего числа погибших в диапазоне от 140 (цифра правительства) до 1500 тысяч (по данным защитников парламента), с по оценкам Мемориал несколько сотен.
С первого выстрела из пушки в то утро октября, трёхлетний Русский эксперимент по демократическому разделению властей подошёл к концу.

так же по теме:

The Tragedy of Russia's Reforms: Market Bolshevism Against Democracy
http://zlobnig.livejournal.com/324148.html
The Tragedy of Russia's Reforms: Market Bolshevism Against Democracy - ч. 2
http://zlobnig.livejournal.com/325162.html

Судебные документы по делу о приватизации России
http://zlobnig.livejournal.com/317767.html

Как Гарвард разворовывал Россию - ч. 1
http://zlobnig.livejournal.com/314621.html
Как Гарвард разворовывал Россию - ч. 2
http://zlobnig.livejournal.com/314721.html
Как Гарвард разворовывал Россию - ч. 3
http://zlobnig.livejournal.com/315120.html
Как Гарвард разворовывал Россию - ч. 4
http://zlobnig.livejournal.com/315376.html
Как Гарвард разворовывал Россию - ч. 5
http://zlobnig.livejournal.com/315532.html
Как Гарвард разворовывал Россию - ч. 6
http://zlobnig.livejournal.com/315817.html
Как Гарвард разворовывал Россию - ч. 7
http://zlobnig.livejournal.com/316140.html
Как Гарвард разворовывал Россию - ч. 8
http://zlobnig-v-2.livejournal.com/7145.html

Движущие силы и перспективы политической трансформации России
http://zlobnig.livejournal.com/429669.html

ельцин

Previous post Next post
Up