9. Великороссы. Городское население. Нижний Новгород.
Я поначалу планировал завершить рассказ о городском населении великорусской части Империи обзором по провинциальным городам, но решил выделить Нижний Новгород в отдельную часть. Казалось бы, Нижний был далеко не самым крупным среди губернских городов России: в середине XIX века его население составляло всего около 20 тыс. человек; в 1875 году - 44 тысячи (меньше чем в Таганроге, Воронеже, Кронштадте и даже Бердичеве). К концу века жителей в городе прибавилось до 100 тысяч, но при этом он уступал по населению другим поволжским городам: Самаре (104 тыс.), Астрахани (113 тыс.), Казани (131 тыс.), Саратову (137 тыс.)
Но было кое-что, выделявшее Нижний Новгород из ряда российских провинциальных городов. Это знаменитая Нижегородская ярмарка, перенесенная туда из Макарьева в 1817 году и сделавшая город, по сути, торговой столицей России. Ярмарка немало поспособствовала росту, благоустройству и украшению Нижнего. В свое время Екатерина II, посетив город, довольно уничижительно его охарактеризовала: «Сей город ситуациею прекрасен, а строением мерзок». Но именно благодаря ярмарке Нижний Новгород сумел опровергнуть нелестное определение императрицы и превратился в один из красивейших и самых благоустроенных городов России того времени, стал промышленным и культурным центром.
Однако, совсем не по этой причине я решил посвятить этому городу специальную часть обзора. Нижнему Новгороду повезло не только с удобным местоположением и с ярмаркой. В 1866 году в Нижний переехал из Костромы Андрей Осипович Карелин (1837 - 1906), художник и фотограф. На Осыпной улице он открыл свое ателье „Фотография и живопись художника А. Карелина". А в 1877 году переехал в Нижний Новгород и устроился на работу в мастерскую А. Карелина тогда еще совсем молодой начинающий фотограф Максим Петрович Дмитриев (1858 - 1948), которого называют основоположником жанра публицистической фотожурналистики. И именно благодаря хорошо сохранившемуся творческому наследию этих замечательных мастеров мы можем сегодня узнать о реальной, настоящей жизни Нижнего Новгорода второй половины XIX века куда больше, чем про какой-либо другой российский город, за исключением, разве что, двух столиц.
Эта часть обзора устроена несколько по-иному, чем все предыдущие. Здесь не будет текстовых вставок из книг и журналов того периода. Собственно, все что надо, сказано фотографами. Это не просто Нижний Новгород. Это, по сути, портрет российского провинциального города второй половины XIX века.
Сначала давайте познакомимся с городом, а потом - поближе с его обитателями. Вот несколько снимков А.Карелина, относящихся к концк 1860-х и к 1870-м годам.
В старом Нижнем. Фото А.Карелина, 1860-е.
На Черном пруду. Фото А.Карелина, 1860-е.
У подъезда гостиницы Лопашова. Фото А.Карелина, 1860-е.
Вид на Нижегородскую ярмарку. Фото А.Карелина, 1860-е.
Нижегородская ярмарка тридцатью годами позже, уже на фотографиях М.Дмитриева.
Городские улицы, места торговли… Максим Дмитриев, 1890-е.
Большая Покровская. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Малая Покровская. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Здание Акционерного общества «По Волге». Фото М.Дмитриева, 1895.
Лавка старьевщика на Балчуге. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Мытный рынок. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Торговля на Зеленском съезде. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Торговля сбитнем. Фото М.Дмитриева, 1894.
Трамвай на фоне здания городской электростанции. Фото М.Дмитриева, 1896.
Движение электрического трамвая в Нижнем Новгороде было открыто в мае 1896 года. Это был третий город в России, где использовался такой вид транспорта. Первый электрический трамвай в Империи был пущен в Киеве в 1892 году, а с 1895 года было организовано зимнее движение электрического трамвая по льду Невы в Санкт-Петербурге. Получается, что Нижний - первый город на территории современной России, где электрический трамвай стал использоваться как постоянный вид транспорта.
Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе на Нижегородской выставке. Фото М.Дмитриева, 1896.
В 1896 году в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская промышленная и художественная выставка, где в числе прочих экспонатов был представлен первый российский автомобиль, задуманный как серийный. Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе. К разочарованию изобретателей, особого интереса у потенциальных инвесторов автомобиль не вызвал.
Еще несколько уличных видов и сценок.
Маленький оркестр. Фото А.Карелина, 1870-е.
Уличные музыканты. Фото А.Карелина, 1870-е.
Подаяние. Фото А.Карелина, 1870-е.
Покупка ягод. Фото А.Карелина, 1870-е.
Игра в карты. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Уличные типы. Фото М.Дмитриева, 1896.
Два странника. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Нижегородские босяки. Фото М.Дмитриева, 1891.
Кулачный бой перед ночлежным домом Бугрова. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Трое на берегу Волги. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Группа нижегородцев на палубе парохода «Эолина». Фото А.Карелина, 1870-е.
Нижегородцы разных профессий и родов деятельности.
Дровоколы (1896) и мусорщик (1897). Фото М.Дмитриева.
Охотник с борзыми. Фото А.Карелина, 1870-е.
Купец. Фото А.Карелина, 1870-е.
Предприниматель Матвей Башкиров с сыновьями и управляющими. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
До чего же колоритные дядьки!
Группа полицейских. Фото М.Дмитриева, 1896.
Ярмарочная шансонетка Масленникова. Фото М.Дмитриева, 1896.
Ярмарочные шансонетки сестры Густовы. Фото М.Дмитриева, 1896.
Актеры-любители. Фото А.Карелина, 1870-е.
Теперь - самое интересное. Портреты нижегородцев, сценки в семейной и домашней обстановке, которые принято называть «жанровыми», девушки, женщины, мужчины, дети, зарисовки повседневной жизни… Именно то, что доносит до нас неповторимую ауру, уникальный колорит давно ушедшей эпохи.
Девушка в соломенной шляпке. Фото А.Карелина, 1870-е.
Девушка с гитарой. Фото А.Карелина, 1870-е.
Девушка с полотенцем. Фото А.Карелина, 1870-е.
Девушка с веером. Фото А.Карелина, 1870-е.
Невеста. Фото А.Карелина, 1870-е.
Портрет девушки. Фото А.Карелина, 1870-е.
Девушка у окна. Фото А.Карелина, 1870-е.
Девушки с альбомами. Фото А.Карелина, 1870-е.
Гимназистки. Фото А.Карелина, 1870-е.
Три девицы. Фото А.Карелина, 1870-е.
Угощение. Фото А.Карелина, 1870-е.
Женский портрет. Фото А.Карелина, 1870-е.
Мать и сын. Фото А.Карелина, 1870-е.
Досуг. Фото А.Карелина, 1870-е.
Семейное чтение. Фото А.Карелина, 1870-е.
Семейный портрет. Фото А.Карелина, 1870-е.
В раздумье. Фото А.Карелина, 1870-е.
Уборка комнаты. Фото А.Карелина, 1870-е.
У бабушки. Фото А.Карелина, 1870-е.
Внучка и бабушка. Фото А.Карелина, 1870-е.
Беседа. Фото А.Карелина, 1870-е.
Угадай! Фото А.Карелина, 1880-е.
Дети у стола. Фото А.Карелина, 1870-е.
На задворках. Фото А.Карелина, 1890-е.
Дети с книжкой. Фото А.Карелина, 1870-е.
Студийные портреты детей. Фото А.Карелина, 1870-е.
Портрет мальчика. Фото С.Соловьева (ученика А.Карелина), 1886.
Дети, играющие на ковре. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Детские ясли во время обеда. Фото М.Дмитриева, 1890-е.
Еще три фотографии одесского фотографа французского происхождения Жана Рауля. Он много путешествовал по России, заезжал и в Нижний.
Женщины в национальных костюмах. Фото Ж.Рауля, 1870.
Нижегородское чаепитие. Фото Ж.Рауля, 1870.
Нижегородцы за столом. Фото Ж.Рауля, 1870.
И в заключении обзора - автопортреты А.О.Карелина и М.П.Дмитриева, авторов большинства представленных здесь фотографий. Отдадим дань уважения этим замечательным художникам.
Андрей Карелин. Автопортрет («Вдохновение»). 1870-е.
Максим Дмитриев. Автопртрет с трубкой. 1890-е.
Предыдущие части обзора:
1. Великороссы. Сельское население: виды и типы, труд, семья, отдых. 2. Великороссы. Сельское население: жилище. 3. Великороссы. Сельское население: питание. 4. Великороссы. Сельское население: одежда. 5. Великороссы. Казачество. 6. Великороссы. Рабочие, кустари, мастеровые. 7. Великороссы. Городское население. Москва. 8. Великороссы. Городское население. Санкт-Петербург.