Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (9)

Feb 19, 2013 18:17

9. Великороссы. Городское население. Нижний Новгород.

Я поначалу планировал завершить рассказ о городском населении великорусской части Империи обзором по провинциальным городам, но решил выделить Нижний Новгород в отдельную часть. Казалось бы, Нижний был далеко не самым крупным среди губернских городов России: в середине XIX века его население составляло всего около 20 тыс. человек; в 1875 году - 44 тысячи (меньше чем в Таганроге, Воронеже, Кронштадте и даже Бердичеве). К концу века жителей в городе прибавилось до 100 тысяч, но при этом он уступал по населению другим поволжским городам: Самаре (104 тыс.), Астрахани (113 тыс.), Казани (131 тыс.), Саратову (137 тыс.)

Но было кое-что, выделявшее Нижний Новгород из ряда российских провинциальных городов. Это знаменитая Нижегородская ярмарка, перенесенная туда из Макарьева в 1817 году и сделавшая город, по сути, торговой столицей России. Ярмарка немало поспособствовала росту, благоустройству и украшению Нижнего. В свое время Екатерина II, посетив город, довольно уничижительно его охарактеризовала: «Сей город ситуациею прекрасен, а строением мерзок». Но именно благодаря ярмарке Нижний Новгород сумел опровергнуть нелестное определение императрицы и превратился в один из красивейших и самых благоустроенных городов России того времени, стал промышленным и культурным центром.

Однако, совсем не по этой причине я решил посвятить этому городу специальную часть обзора. Нижнему Новгороду повезло не только с удобным местоположением и с ярмаркой. В 1866 году в Нижний переехал из Костромы Андрей Осипович Карелин (1837 - 1906), художник и фотограф. На Осыпной улице он открыл свое ателье „Фотография и живопись художника А. Карелина". А в 1877 году переехал в Нижний Новгород и устроился на работу в мастерскую А. Карелина тогда еще совсем молодой начинающий фотограф Максим Петрович Дмитриев (1858 - 1948), которого называют основоположником жанра публицистической фотожурналистики. И именно благодаря хорошо сохранившемуся творческому наследию этих замечательных мастеров мы можем сегодня узнать о реальной, настоящей жизни Нижнего Новгорода второй половины XIX века куда больше, чем про какой-либо другой российский город, за исключением, разве что, двух столиц.

Эта часть обзора устроена несколько по-иному, чем все предыдущие. Здесь не будет текстовых вставок из книг и журналов того периода. Собственно, все что надо, сказано фотографами. Это не просто Нижний Новгород. Это, по сути, портрет российского провинциального города второй половины XIX века.

Сначала давайте познакомимся с городом, а потом - поближе с его обитателями. Вот несколько снимков А.Карелина, относящихся к концк 1860-х и к 1870-м годам.

В старом Нижнем. Фото А.Карелина, 1860-е.


На Черном пруду. Фото А.Карелина, 1860-е.


У подъезда гостиницы Лопашова. Фото А.Карелина, 1860-е.


Вид на Нижегородскую ярмарку. Фото А.Карелина, 1860-е.


Нижегородская ярмарка тридцатью годами позже, уже на фотографиях М.Дмитриева.




Городские улицы, места торговли… Максим Дмитриев, 1890-е.

Большая Покровская. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Малая Покровская. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Здание Акционерного общества «По Волге». Фото М.Дмитриева, 1895.


Лавка старьевщика на Балчуге. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Мытный рынок. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Торговля на Зеленском съезде. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Торговля сбитнем. Фото М.Дмитриева, 1894.


Трамвай на фоне здания городской электростанции. Фото М.Дмитриева, 1896.


Движение электрического трамвая в Нижнем Новгороде было открыто в мае 1896 года. Это был третий город в России, где использовался такой вид транспорта. Первый электрический трамвай в Империи был пущен в Киеве в 1892 году, а с 1895 года было организовано зимнее движение электрического трамвая по льду Невы в Санкт-Петербурге. Получается, что Нижний - первый город на территории современной России, где электрический трамвай стал использоваться как постоянный вид транспорта.

Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе на Нижегородской выставке. Фото М.Дмитриева, 1896.


В 1896 году в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская промышленная и художественная выставка, где в числе прочих экспонатов был представлен первый российский автомобиль, задуманный как серийный. Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе. К разочарованию изобретателей, особого интереса у потенциальных инвесторов автомобиль не вызвал.

Еще несколько уличных видов и сценок.

Маленький оркестр. Фото А.Карелина, 1870-е.


Уличные музыканты. Фото А.Карелина, 1870-е.


Подаяние. Фото А.Карелина, 1870-е.


Покупка ягод. Фото А.Карелина, 1870-е.


Игра в карты. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Уличные типы. Фото М.Дмитриева, 1896.


Два странника. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Нижегородские босяки. Фото М.Дмитриева, 1891.


Кулачный бой перед ночлежным домом Бугрова. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Трое на берегу Волги. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Группа нижегородцев на палубе парохода «Эолина». Фото А.Карелина, 1870-е.


Нижегородцы разных профессий и родов деятельности.

Дровоколы (1896) и мусорщик (1897). Фото М.Дмитриева.



Охотник с борзыми. Фото А.Карелина, 1870-е.


Купец. Фото А.Карелина, 1870-е.


Предприниматель Матвей Башкиров с сыновьями и управляющими. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


До чего же колоритные дядьки!

Группа полицейских. Фото М.Дмитриева, 1896.


Ярмарочная шансонетка Масленникова. Фото М.Дмитриева, 1896.


Ярмарочные шансонетки сестры Густовы. Фото М.Дмитриева, 1896.


Актеры-любители. Фото А.Карелина, 1870-е.


Теперь - самое интересное. Портреты нижегородцев, сценки в семейной и домашней обстановке, которые принято называть «жанровыми», девушки, женщины, мужчины, дети, зарисовки повседневной жизни… Именно то, что доносит до нас неповторимую ауру, уникальный колорит давно ушедшей эпохи.

Девушка в соломенной шляпке. Фото А.Карелина, 1870-е.


Девушка с гитарой. Фото А.Карелина, 1870-е.


Девушка с полотенцем. Фото А.Карелина, 1870-е.


Девушка с веером. Фото А.Карелина, 1870-е.


Невеста. Фото А.Карелина, 1870-е.


Портрет девушки. Фото А.Карелина, 1870-е.


Девушка у окна. Фото А.Карелина, 1870-е.


Девушки с альбомами. Фото А.Карелина, 1870-е.


Гимназистки. Фото А.Карелина, 1870-е.


Три девицы. Фото А.Карелина, 1870-е.


Угощение. Фото А.Карелина, 1870-е.


Женский портрет. Фото А.Карелина, 1870-е.


Мать и сын. Фото А.Карелина, 1870-е.


Досуг. Фото А.Карелина, 1870-е.


Семейное чтение. Фото А.Карелина, 1870-е.


Семейный портрет. Фото А.Карелина, 1870-е.


В раздумье. Фото А.Карелина, 1870-е.


Уборка комнаты. Фото А.Карелина, 1870-е.


У бабушки. Фото А.Карелина, 1870-е.


Внучка и бабушка. Фото А.Карелина, 1870-е.


Беседа. Фото А.Карелина, 1870-е.


Угадай! Фото А.Карелина, 1880-е.


Дети у стола. Фото А.Карелина, 1870-е.


На задворках. Фото А.Карелина, 1890-е.


Дети с книжкой. Фото А.Карелина, 1870-е.


Студийные портреты детей. Фото А.Карелина, 1870-е.




Портрет мальчика. Фото С.Соловьева (ученика А.Карелина), 1886.


Дети, играющие на ковре. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Детские ясли во время обеда. Фото М.Дмитриева, 1890-е.


Еще три фотографии одесского фотографа французского происхождения Жана Рауля. Он много путешествовал по России, заезжал и в Нижний.

Женщины в национальных костюмах. Фото Ж.Рауля, 1870.


Нижегородское чаепитие. Фото Ж.Рауля, 1870.


Нижегородцы за столом. Фото Ж.Рауля, 1870.


И в заключении обзора - автопортреты А.О.Карелина и М.П.Дмитриева, авторов большинства представленных здесь фотографий. Отдадим дань уважения этим замечательным художникам.

Андрей Карелин. Автопортрет («Вдохновение»). 1870-е.


Максим Дмитриев. Автопртрет с трубкой. 1890-е.


Предыдущие части обзора:

1. Великороссы. Сельское население: виды и типы, труд, семья, отдых.
2. Великороссы. Сельское население: жилище.
3. Великороссы. Сельское население: питание.
4. Великороссы. Сельское население: одежда.
5. Великороссы. Казачество.
6. Великороссы. Рабочие, кустари, мастеровые.
7. Великороссы. Городское население. Москва.
8. Великороссы. Городское население. Санкт-Петербург.

история, этнография

Previous post Next post
Up