Напомню, что монотеизм - это отказ кланяться кому-либо, кроме трансцендентного и всесовершенного Существа - Единственного, кто достоин, чтобы вверить Ему свою судьбу, кто не преследует никакой собственной выгоды, кто не подведёт
( Read more... )
Здравствуйте! Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Религия. Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее. Фрэнк, команда ЖЖ.
Эта проблема (практически полностью) снимается паламизмом, учением о том, что Бог, Божество - это не только Божественная Сущность, но и Божественные энергии.
Понятно, что это учение и было выдвинуто в том числе ради разрешения подобных затруднений. Но, как это обычно бывает, оно тут же порождает новые сложности. В данном случае, например, такие же, как в случае с сущностью и атрибутами. Энергии могут восприниматься как отдельные божества. И проявляется это в широко распространённом магизме: православные нередко поклоняются отдельным предметам, поскольку они-де каким-то образом воплощают или содержат в себе божественные энергии.
Ересей было, есть и будет много, тонких, грубых, плохих и разных. Паламизм (как и - намного позже - имяславие, например) даёт словесные формулировки для описания некого опыта. У кого другой опыт - будет другое описание.
Описание взаимодействия трансцендентного Бога с человеком не может быть совсем простой задачей.
И, нет, православные не "поклоняются отдельным предметам". Более точная формулировка: "православные почитают места особенного присутствия/действия (как раз "энергио") Бога"
...всегда связано с умеренностью, с отвержением всякого рода фанатизма, с крайней осторожностью и внимательностью к тонкой балансировке...
Простите. Вы не сочтёте слишком дерзким, если я замечу: Ваш вывод можно отнести почти к любому теоретическому философскому монизму, и, в первую очередь - к диалектическому материализму. " С осторожностью и внимательностью к тонкой балансировке" - об этом было немало написано.
Что же до авраамического монотеизма (и всяких его разновидностей), то именно ему мы обязаны двум его социально-идеологическим проекциям - классическому империализму (как высшей стадии развития капитализма), с одной стороны, и с другой - технократической глобализации. Противостояние которых, по крайней мере, декларируемое, влечёт самые неприятные последствия.
Нет, не к любому. В некоторых случаях крайности не только допустимы и не нарушают сути, но поощряются и являются действительным последовательным выражением соответствующих жизненных стратегий. Например, в джайнизме или в том же материализме. Но я говорю именно о жизненных стратегиях, а не о метафизике, вариантом которой является диамат. Последний, кстати, как раз никогда не воспринимается публикой в своём действительном виде [как у классиков] - именно в силу тяготения к балансу. В головах большинства советских и постсоветских людей под именем диамата представлен именно крайний, вульгарный материализм, против которого создатели диамата боролись.
...В головах большинства советских и постсоветских людей под именем диамата представлен именно крайний, вульгарный материализм, против которого создатели диамата боролись... _______________ Да, спасибо. Занятно, что сейчас все былые тонкости, касавшиеся классического диамата, воспринимаются публикой как дикая ересь или дезинформация.
Comments 30
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
Reply
Паламизм (как и - намного позже - имяславие, например) даёт словесные формулировки для описания некого опыта.
У кого другой опыт - будет другое описание.
Описание взаимодействия трансцендентного Бога с человеком не может быть совсем простой задачей.
И, нет, православные не "поклоняются отдельным предметам".
Более точная формулировка: "православные почитают места особенного присутствия/действия (как раз "энергио") Бога"
Reply
Reply
чет думал, что самый тру-монотеизм - это Ислам
Reply
Reply
Простите. Вы не сочтёте слишком дерзким, если я замечу: Ваш вывод можно отнести почти к любому теоретическому философскому монизму, и, в первую очередь - к диалектическому материализму. " С осторожностью и внимательностью к тонкой балансировке" - об этом было немало написано.
Что же до авраамического монотеизма (и всяких его разновидностей), то именно ему мы обязаны двум его социально-идеологическим проекциям - классическому империализму (как высшей стадии развития капитализма), с одной стороны, и с другой - технократической глобализации. Противостояние которых, по крайней мере, декларируемое, влечёт самые неприятные последствия.
Reply
Reply
_______________
Да, спасибо. Занятно, что сейчас все былые тонкости, касавшиеся классического диамата, воспринимаются публикой как дикая ересь или дезинформация.
Reply
Reply
Leave a comment