Напомню, что
монотеизм - это отказ кланяться кому-либо, кроме трансцендентного и всесовершенного Существа - Единственного, кто достоин, чтобы вверить Ему свою судьбу, кто не преследует никакой собственной выгоды, кто не подведёт.
Эта стратегия довольно сложна, в том числе тем, что попытки её последовательной реализации могут легко привести к роковым отклонениям.
Наглядные иллюстрации этому даёт история суфизма. Суфизм основан на том, что поклонение недостойным, идолопоклонство проявляется не только в вашем бытовом или общественном поведении, но и во внутренней жизни. Вся ваша внутренняя суета, бесконечные желания, заботы и страхи, вообще сам ваш эгоизм - это тоже идолопоклонство. Чтобы его преодолеть, надо не только внимательно следить за собой - необходима целая культура, невозможная без опеки опытных наставников. Но вот вы включились в их цепочку - и тут же возник соблазн слишком положиться на этих наставников, обожествить их, сделать из них идолы, что проявилось в культе суфийских святых, их могил и проч.
Или другой аспект: чтобы отрешиться от всех мирских соблазнов, нужно перейти в метафизический монотеизм и осознать, что только Бог и обладает собственно бытием, а всё остальное существует лишь в связи с Ним. Но тогда получается, что кому и чему бы вы ни поклонялись, вы всё равно поклоняетесь Богу [мысль Ибн Араби]. Отсюда следует соблазн всеприятия и допущения всё того же идолопоклонства, что проявилось, например, в универсальном суфизме [как движении New Age].
Оппоненты суфиев не менее успешно впадают в другой соблазн - обожествления традиции и знатоков преданий, когда признаётся, что собранные три века спустя предания о жизни пророка являются источником вашего образа жизни наравне с откровением и даже отдельные из этих преданий [хадисы] могут отменять [насх] действие некоторых откровений [аятов].
Оппоненты этих оппонентов [так называемые коранисты] также отклоняются от чистого единобожия, впадая в суровейшую библиолатрию. Последний соблазн, впрочем, подстерегает подавляющее большинство мусульман. Коран в исламе считается атрибутом Бога, в то время как эти атрибуты [ас-сифат], чтобы не было соблазна считать их отдельными божествами, приравниваются к самой сущности Бога [аз-зат], не отделяются от неё. Получается, что Коран - это и есть сам Бог, а все его издания есть
боговоплощение [хулул, смешение Творца и творения]. Как раз за хулул мусульмане упрекают христиан, ведь эта идея опять открывает возможность поклоняться творению, будто Творцу. Поэтому некоторые суфии [например, ат-Тилимсани, ученик Ибн Араби] считали данную концепцию Корана идолопоклонством.
Любопытно, что яркий пример подобных перегибов даёт иудаизм. По сути эта религия сформировалась именно как попытка довести монотеизм до своего предела в ряде аспектов. Если ваши далёкие предки были идолопоклонниками, если сама культура народа, к которому вы принадлежите, в своей первооснове идолопоклонская, велика угроза, что и вы сами отклонитесь от единобожия. Во-первых, вы находитесь под, пусть и опосредованным, влиянием этой культуры. Это влияние автоматически передаётся из поколения в поколение и проявляется в самых незаметных мелочах. Во-вторых, вы естественным образом стремитесь по меньшей мере к уважению своих предков и древних традиций, хотя они чаще всего связаны с самым разнузданным идолопоклонством. Отсюда единственный выход - присоединиться к народу, вся культура которого с самого начала основана только на монотеизме, то есть к еврейскому народу. И лучше всего, чтобы этот народ жил на специально огороженной земле, которая полностью свободна от каких бы то ни было идолов.
Понятный ход, но он, так же как и в вышеупомянутых исламских течениях, порождает новое отклонение - народобожие, обожествление самой этой общности. Поэтому в иудаизме уже с достаточно древних времён, примерно с межзаветного периода, развилась тенденция “Бог у нас в кармане” - и её критика.
Выходит, что достоинство [единобожие, поклонение только Одному, отказ кланяться несовершенным участникам суеты и суетиться самому] всегда связано с умеренностью, с отвержением всякого рода фанатизма, с крайней осторожностью и внимательностью к тонкой балансировке.