Конец истории, или О религиозном творчестве

May 13, 2013 11:16

Религиозное творчество есть высшая форма творчества, которая является источником для всех остальных. Тем печальнее, что эта форма уже две тысячи лет как исчерпалась. Это значит, что доля всякого рода римейков, и без того неприличная, в скором времени вырастет до ста процентов. Это будут не только прямые переделки, но также сиквелы, приквелы, пародии и прочие фанатазии по мотивам. "Всё уже придумано до нас, мы лишь тасуем полученные карты".

Почему я говорю, что религиозное творчество так давно исчерпалось, разве за последние две тысячи лет не появилось множество новых религий, разве они не появляются и сегодня? Нет, не появляются. Новая религия и вообще новое мировоззрение - это какая-то новая высшая ценность, новая конечная цель. Если у вас нет этого элемента, у вас ничего нет. Если об этом помнить, то последней из открытых высших ценностей является деятельная любовь, а самой юной религией является христианство. И вслед за Тертуллианом мы можем спросить: после Евангелия есть ли что действительно новое, что стоит внимания? Увы, только смешение уже известных компонентов.

Самое известное явление после христианства - ислам. Но ислам - это универсализация иудаизма. Даже реуниверсализация, поскольку иудаизм изначально был универсальным посланием. Он был не исповеданием какого-то народа, а исповеданием, создающим новых народ из людей, принявших новую веру. Явное разделение категорий народности и религиозности началось как раз после Христа (см., например, отношение к прозелитам во время восстания Бар-Кохбы), а окончательно было завершено савораями как раз ко времени ислама: последние редакции Талмуда и собирание Корана практически синхронны.

И все последующие религиозные произведения лишь комбинации уже известных ценностей (самая известная комбинация - сикхизм), либо новые направления внутри соответствующих систем. Реформированные, новые, усовершенствованные, философские, мистические, оккультные, очищенные, модернизированные, архаизированные и иные подобные версии. Римейки.

В конце 18 века началось возрождение умерших религий. То есть религия уже тысячу лет не имеет последователей, а её зовут из небытия. На сегодня так или иначе воссозданы все когда-либо погибшие традиции, включая древнеегипетские, шумерские, тольтекские и проч. В 20 веке стали даже создавать пародийные религии. А писатели стали придумывать религии для своих героев, разумеется не выходя за пределы реальных образцов. То есть тема совсем исчерпала себя.

Чтобы учредить новую религию, нужно открыть новую ценность, понятную в отрыве от всякой метафизики, и построить систему её реализации, уже включающую в себя сообразную метафизику. И это задача совсем не простая. Возьмите для примера скорость. Скорость - это extrinsic value, она средство и существует только ради чего-то другого. Но попробуем посмотреть на неё как на intrinsic value, как будто это ценность предельная, существующая ради себя. И построим систему её реализации, целую религию скорости. Весь мир оценим с точки зрения скорости. Откроем для себя мистику скорости, увидим преображение бытия на её пределах. Некий намёк на это можно найти у Маринетти, в Манифесте футуризма:

Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости…
Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.

Но не получилось, по крайней мере пока. Скорее всего, дело именно в инструментальной природе этой ценности. Хотя очень может быть, что это путь - стараться видеть высшую ценность в инструментальных ценностях и на этой основе строить новые системы. Чтобы как-то поддержать себя в творческом тонусе. И будут религии гибкости и религии твёрдости, религии тяжести и религии лёгкости, религии объёма и религии точечности...

историческая этология, комплементаризм, историософия

Previous post Next post
Up