Как делаются мировоззрения

Nov 01, 2012 11:39

Оригинал взят в complementarism от 3 июня, 2011

Модели, задействованные в игре "Мировоззрения", построены как системы решения определённых задач. Формулировка этих задач подчиняется следующим принципам:
1) ясность;
2) предельная обобщённость;
3) универсальность;
4) насущность;
5) метафизическая нейтральность.

Если задача не ясна, не может быть ясным и путь её решения. Поэтому задачи типа "единение с космосом" или "обретение высшего знания" не могут полагаться в основу мировоззренческих моделей, они нуждаются в расшифровке.

Предельная задача - это такая задача, которая не является частью или ступенью решения другой задачи. Другие задачи решаются ради неё, а не она ради других. Например, задачи типа "разбогатеть" или "сделать карьеру" являются либо частным случаем задачи "удовольствия", либо ступенью задачи "власть над вещами", либо побочным признаком решения задачи "деятельная любовь" и т.д. В основу мировоззренческих моделей кладутся именно предельные задачи, а не их производные.

Если задача охватывает только строго ограниченный круг лиц или круг ситуаций, она не является универсальной. В частности, большинство профессиональных задач связано с ситуациями, которые случаются далеко не всегда. Например, задача "тушить пожары" возникает только при пожаре и касается только тех, кто может непосредственно пострадать от него либо способен его потушить. Существуют пограничные задачи, которые могут быть истолкованы и как частные, и как универсальные. Например, задача "победы над врагом" может быть сочтена актуальной только в военное время. Но если всё время расценивать как военное, то она становится универсальной. Задача "благоденствие рода" также может расцениваться как частная, касающаяся только лиц определённого происхождения. Но она может быть истолкована и как универсальная, если, к примеру, любое лицо может присоединиться к ней на каких-то условиях, если все прочие лица вообще не учитываются как равнозначные субъекты либо если такая задача признаётся для всех людей и её решение просто распадается на ряд версий в зависимости от родовой принадлежности.

Если задача носит искусственный характер, искусственной будет и вся система её решения. Необходимость решения задачи должна быть очевидна. Например, потребность "стать богом", в отличие от потребностей в "свободе от страданий" или в "удовольствиях", не очевидна, и поэтому не может полагаться в основу мировоззренческой модели.

Наконец, задача должна формировать картину мира, а не наоборот. Формулировка задачи не должна быть связана ни с какой определённой метафизикой. Например, задачи типа "познать Бога" или "достичь рая седьмого неба" уже предполагают веру в Бога или в семь райских небес, то есть заранее данное определённое мировоззрение. Поэтому любая задача должна быть переведена на метафизически нейтральный язык. Например, христианский рай - это онтологизация и трансценденция любви, а мусульманское единобожие - это отказ поклоняться чему-либо или кому-либо, что не обладает всей полнотой совершенства.

Любопытно, что если следовать всем этим принципам, то очень трудно, почти невозможно сформулировать какую-нибудь "плохую", "отрицательную", то есть нравственно неприемлемую задачу. Почти все нравственно неприемлемые задачи оказываются, как и намекал Сократ, либо средством для решения других, вполне нравственных задач, либо следствием неясности формулировки, либо какой-то оторванной от действительных нужд фантазией. Соответственно, и мировоззренческие модели в основе своей положительны, что между прочим создаёт возможность для их конечного согласия по разнообразным вопросам.

Однако же можно всё-таки найти по крайней мере одну предельную задачу, которая соответствует всем вышеназванным условиям и в то же время является нравственно неприемлемой. Эта задача - всеобщее небытие, и мировоззренческую модель, которая складывается вокруг неё, можно назвать нигилизмом. Есть большие подозрения, что такая задача действительно уникальна и другой подобной не найти, то есть предельной и одновременно нравственно неприемлемой задачей может быть только небытие, исчезновение, аннигиляция всех вещей, принципов и отношений. Разумеется, такое мировоззрение является заведомо несовместимым со всеми прочими.

комплементаризм, телеософия

Previous post Next post
Up