О нереальной политике

May 20, 2013 15:48

Действительная политическая позиция обладает двумя атрибутами:
1) она отвечает на реальный интерес какого-нибудь слоя людей; при этом данная позиция включает в себя обоснование того, что осуществление данного интереса будет во благо не только этого слоя, но и всего общества;
2) она включает в себя политический идеал, осуществимый не только во всеобщем, но и в небольшом, например местном, масштабе; при этом сам идеал может охватывать как все стороны общественной жизни, так и лишь некоторые из них - например, налоги, характер выборов, наследование и так далее.

Возьмём два примера - коммунизм и либерализм. Коммунизм отвечает интересу людей, не имеющих ничего, кроме своей рабочей силы, пролетариям, и утверждает, что осуществление этого интереса будет благом для всех. Коммунизм может быть построен не только во всеобщем масштабе, но и в виде небольшой коммуны. Либерализм отвечает интересу частных собственников средней руки и утверждает, что осуществление этого интереса будет благом для всех. Либеральный идеал может быть осуществлён не только во всеобщем масштабе, но и на местном уровне, например в виде порто-франко.

С точки зрения указанных признаков никакой политики в России нет. Надо сказать, что имеются сомнения насчёт того, есть ли таковая вообще где-либо на нашей планете и не наступила ли ненароком какая-нибудь постполитическая эпоха. Если же не думать о других, сосредоточившись на себе, бросается в глаза избыточная театрализация публичной жизни. Пределом искренности становится персонаж, никогда не скрывавший, что политическая и артистическая деятельность для него неразделимы. Именно благодаря открытому сознанию себя как артиста он оказывается более настоящим, чем все остальные, об этом даже не задумывающиеся. Если кто до сих пор не догадался, речь идёт о Лимонове и его публичных корреспондентах.

Так называемые политические силы в России давно уже перестали быть таковыми. Они стали чем-то другим, частью какого-то странного шоу-бизнеса, а проще говоря цирка, неизвестно на какую публику ориентированного.Коммунисты уже вовсе не представляют интересы пролетариев и не желают строить коммунизм ни в каких масштабах. Либералы вовсе не представляют реальные интересы каких бы то ни было собственников и не желают строить свободные экономические зоны. Сегодня нет ни одной политической силы, которая представляет чьи бы то ни было реальные интересы и пытается осуществить какие бы то ни было идеалы. Есть группы, которые организуют какие-то поселения, но их идеалы, как правило, крайне смутны и в любом случае они никак не связаны с действительными интересами людей. Это всё больше какие-то "духовные эксперименты". Есть силы, которые пытаются осуществлять какие-то реальные интересы, но они, как правило, ставят себя вне публичной политики, действуя закулисно, как лоббисты или иные подобные "группы давления". И уж точно они не занимаются строительством каких-то общин.

Исходя из этого приходится сделать вывод, что и никакой оппозиции у нас нет. Есть спектакль, имитация. "Я не знаю, как должно быть, но уверен, что вы делаете неправильно". И преследования оппозиционных деятелей со стороны властей тоже носят характер спектакля. Нет, все репрессии реальны, но их мотивация - "так положено", "надо же что-то делать", а в общем-то от скуки. Этакое развлечение, что делает издевательства со стороны властей только более жуткими. Таким образом, даже реальность репрессий не делает реальной оппозицию.

Власть также действуют безо всякого учёта чьих бы то ни было интересов, кроме своих собственных, действуя как отдельный социальный слой. Но этот интерес не осознаётся и не обосновывается как всеобщий. И у властей тоже нет никаких идеалов, несмотря на все потуги вроде "суверенной демократии" и проч. Управление осуществляется "как-нибудь".

Не буду останавливаться на народной государственности как на соединении политического идеала с реальными интересами. Отмечу её как лакмус, который вполне может определять реалистичность оппозиции на опыте и без каких-либо репрессий. Если у какого-либо оппозиционного движения есть идеал, государство, согласно доктрине народной государственности, поможет его осуществить для круга сочувствующих ему лиц, вплоть до создания внутренней юрисдикции. Если такого идеала нет или если он заведомо неосуществим, поскольку неясен или ещё что-нибудь в этом духе, это многое скажет нам об этом движении.

политическая философия, народная государственность

Previous post Next post
Up