Пишу этот пост по свежему следу дискуссии в фейсбуке о терминах шрифт, леттеринг, каллиграфия, почерк и так далее.
Главным водоразделом при систематизации терминов, связанных с письмом, является цель сообщения: передача информации или украшение.
В этом случае:
Почерк-шрифт - любой догутенберговский систематизированный способ нанесения знаков
(
Read more... )
Comments 38
Reply
Reply
Увлекся и пропустил лишние т.
Теперь исчезло :)
Reply
В продолжение темы удвоений, слово леТТеринг довольно свежее и ещё не адаптировалось к языку. По логике, неизбежно в будущем удвоение должно исчезнуть. Да и оно уже давно исчезло, сколько веков слову «литера»?
Может быть стоит начать называть всё своими именами - «леттеринг» = «литеринг»?
Reply
Reply
Согласен и с тем, что не знаковая каллиграфия шире леттеринга. Но не по способу нанесения - он с моей точки зрения не важен - а по не использованию знаков письма.
Каллиграфия вне знаков письма похожа на музыкальные этюды без названия - автор не знает, как вербализовать рассказанное в этюде номер такой-то, что не мешает ему оставаться произведением искусства.
Reply
Reply
Ведь смысл музыки определен и понятен без слов.
Reply
Опять же монограмма это каллиграфия или леттеринг? Её часто высекали в камне, на монетах и даже клеймили рабов.
Опять же, рассматривая надписи на римских развалинах, я как-то внутренне не могу согласится, что они не имеют отношения к типографике. Даже на шумерских табличках я вижу явные приёмы организации текста: выравнивание, построение колонок, обтекание иллюстраций, акциденция выделений.
На мой взгляд зря вы привлекли исторический аспект в свою терминологию, проще и однозначнее было бы фиксироваться на современном понимании этих терминов.
Reply
Reply
О бедный римлянин - Гутенберг ещё не рождён,
Что бы ты не делал это не типографика :)
( ... )
Reply
И это не типографика, что самое забавное.
Возможно, к допечатанной книжной и монументальной письменной культуре подходит термин «типографика» в смысле организации подачи сообщения, но мне мешает часть «типо-», предполагающая тиражность или многократное воспроизведение.
А так, да - средневековые макеты были строго размечены и не сильно отличались от раннепечатных. Да и римские книги, надо думать, были неплохо смакетированы.
Reply
Reply
Вот и решайте, что это было: паттерн, леттеринг или верстка :)
Reply
Reply
Каллиграфия - о целях написания букв писатель (не знаю уж, каллиграф он, или писец) в мемуарах писать должен? Или тоже пальцем надо показывать, где что? Дальше, правда, написано, что "какие бы завитушки не крутил писарь...", но на деле не уверен, что "автор и адресат", а тем более кто-то еще, всегда и легко "могут точно определить".
Предлагаю простой способ: с завитушками -- каллиглафия, без -- почерк-шрифт. С маленькими завитушками, "которые служет для улучшения передачи информации" -- акциденция (см. далее).
Шрифт (наборный) -- всё так, кубики лего.
Если не учитывать этого самого Карсона и парадоксальный случай, когда шрифтовой файл (pi-fonts всякие) шрифта не содержит. Или будем звать такой файл ( ... )
Reply
Reply
Также, мне кажется совершенно недопустимым переименовывать понятия и использовать бывшие уже в употреблении термины.
Ваши заказчики потом придут к кому-то еще, неся свет новоприобретенных знаний, и будут требовать странного.
Reply
Leave a comment