Пишу этот пост по свежему следу дискуссии в фейсбуке о терминах шрифт, леттеринг, каллиграфия, почерк и так далее.
Главным водоразделом при систематизации терминов, связанных с письмом, является цель сообщения: передача информации или украшение.
В этом случае:
Почерк-шрифт - любой догутенберговский систематизированный способ нанесения знаков письма, служащий для передачи смысла текста. Неважно, идет ли речь о рисованном (устав, унциал), написанном (полуустав, скоропись, текстура...) или выдавленном на глине (клинопись) тексте.
Каллиграфия - любой систематизированный рукописный текст или элемент, служащий для украшения сообщения. Каллиграфия предназначена для рассматривания. Передача информации - дополнительная, не всегда существенная, функция.
Один и тот же мастер на протяжении одной строки может быть и писцом, и каллиграфом. Например, красная строка или колофон могут быть исполнены каллиграфией, а весь прочий текст - почерком-шрифтом.
Есть целые книги, написанные каллиграфами для рассматривания, а не для чтения.
Шрифт - любой наборный материал в форме знаков письма.
Шрифтом может быть касса металических литер, трафарет для нанесения букв, программа, содержащая описание знаков, деревянные или металлические буквы - материал и способ нанесения не имеет значения.
Рисунок букв шрифта не является шрифтом до тех пор, пока им не начали набирать текст.
Если набор состоит не из знаков письма, это орнамент, паттерн, политипаж и т. д.
Текстовый шрифт - условное название группы шрифтов, используемых для набора больших масс текста.
Как показывает практика (например, журналов Emigre и Ray Gun), текстовым шрифтом может быть что угодно - скажем, шрифт Base Nine.
Правда, если текст набрать при помощи шрифта Цапф Дингбатс (как это однажды сделал Дэвид Карсон), текст превратится в леттеринг.
Леттеринг - любой способ декорирования текста при помощи знаков письма. Неважно, какой вид украшения избран: введение альтернативных знаков, изменение формы букв, орнаментация - как только первой функцией текста становится украшение - это леттеринг. Характернейший пример леттеринга - вязь. В этом смысле каллиграфия - одна из форм леттеринга.
Некоторые наборные шрифты служат исключительно для леттеринга. Например, Клин Гаянэ Багдасарян или мои Базаарбан, БазарАрт, Ситизен М. Простая передача информации при их помощи невозможна: декоративная функция намного сильнее смыслопередающей.
Акциденция - выделения в тексте, предназначенные для улучшения передачи информации. Акциденцией в широком смысле можно считать абзацные отступы, обивки между секциями текста, спусковые страницы. В узком смысле это применение нескольких начертаний шрифта или дополнительных шрифтов для повышения функциональных свойств текста. Как только акциденция начинает украшать, она становится леттерингом.
Конечно, в реальной работе все сложнее, чем в дефинициях. Любой шрифт старается быть красивым, даже Ариал. Самое техническое выделение в тексте слегка подмигивает: а я ничего себе выделеньице!
Тем не менее, почти в каждом случае как автор сообщения, так и адресат могут точно определить, что важнее - информация или украшение. Например, какие бы завитушки не крутил писарь в старых паспортах, главной его целью была передача ФИО. Значит, мы имеем дело с почерком. И наоборот: в приглашении на свадьбу красота на первом месте, а то, что Маша выходит за Петю - гости и так знают. То есть, в ход идут каллиграфия и леттеринг.
Наконец, попробую дать определение типографике. Это любой постгутенберговский способ организации сообщения - как несущего информацию, так и чисто декоративного. Ключевое слово - постгутенберговский. До изобретения печати даже тиражная продукция была репродуцированием, но не типографикой. Разница в способе создания сообщения при помощи шрифтов, пилотажей, вставных иллюстраций и т. д.
Мнение об этом посте Владимира Кричевского
см. здесь.