В этой ссылке (
http://www.pravmir.ru/priemnyiy-rebenok-prosto-lyubit-nedostatochno/) репортаж (с претензией на жанр научной журналистики) на известном сайте «Православие и мир» о семинаре на тему «расстройства привязанности», состоявшемся в конце 2016 г.
Семинар был устроен Московской Библейской церковью по инициативе Эльмиры Кнутсен - супруги американского неопротестанта Криса Кнутсена. С 90-х годов прошлого века Крис Кнутсен занимался миссионерством в России, в основном среди молодежи (студентов университетов и т.п.), как функционер религиозной организации Campus Crusade for Christ (Cru) (
https://theknutzens.com/). В настоящее время семья Кнутсенов принадлежит к членам указанных религиозных организаций.
Как можно узнать из статьи на сайте «Правмир», а также из открытого англоязычного блога Кнутсенов, став приемной мамой, Эльмира глубоко вовлеклась в идеи так называемого «родительства по Нэнси Томас». И даже проводит в Москве занятия с приемными родителями по его изучению, в том числе используя переведенные ею самой ВИДЕО тренингов Нэнси Томас (
http://olgamitireva.org/news/roditelskaya_gruppa_po/ ).
Включилась она в эту деятельность благодаря знакомству с Дейной Эванс - миссионеркой (неопятидесятницей) из США, проживающей в Екатеринбурге уже более 10 лет. Дейна Эванс тесно связана с Нэнси Томас, даже организовывала в 2012 г. её семинар в Екатеринбурге. И считает своей «миссией» просвещение «темной России» в отношении идей и практик Нэнси Томас. Дейна Эванс, также как и Эльмира, не имеет специального образования в области психологии и психотерапии. Тем не менее Дейна уже не один год проводит занятия в школе приемных родителей (ШПР) в Екатеринбурге на тему "нарушений привязанности" (подробнее см. здесь:
http://yuliamass.livejournal.com/193554.html ).
Эльмира сообщала в ранее открытом (блог стал закрытым только примерно с 2016 г.) англоязычном блоге Кнутсенов следующее:
«Нам сказали, что реактивное нарушение привязанности, встречается у большинства детей из российских детских домов… К счастью, наш друг дал нам диски с программой Нэнси Томас, которая является экспертом для приемных мам в Колорадо… Это помогло нам избавиться от неграмотности в отношении рективного нарушения привязанности… Крис и я стали частью огромного проекта по переводу на русский серии ВИДЕО дисков о приемных детях и трудностях, связанных с реактивным нарушением привязанности, которое имеют все дети из российских детских домов…» (
https://theknutzens.com/2012/05/03/elmiras-thoughts-on-pregnancy-scares-bureaucracy-surgery-broken-bones-and-faith-this-spring/ ).
В Москве Эльмира также проводит занятия на данную тему на базе Московской Библейской церкви (
http://biblechurch.ru/read/adoption-and-adapting).
Указанный семинар - это еще одна ступень в осуществлении "миссии" по продвижению в России "родительства по Нэнси Томас". Причем Эльмире Кнутсон удалось привлечь к участию в мероприятии, в качестве лектора, научного сотрудника одного их научно-исследовательских институтов системы РАО (о чем будет сказано позднее). Это позволило в данном случае придать "миссии" некий флер "научности". Причем это уже не первая статья на "Правмире" с упоминанием «родительства по Нэнси Томас» в позитивном ключе (хотя впервые это сделано с претензией на "научную журналистику").
Однако люди не знакомые с тем, что такое «родительство по Нэнси Томас», естественно выразят удивление: а в чем собственно проблема?
Поэтому сначала, прежде чем обсуждать содержание указанной статьи на Правмире, придется сделать еще одно отступление, чтобы разъяснить в чем суть этого особого "родительства".
«Родительство по Нэнси Томас» - это лженаучная психотерапия, известная в стране происхождения (США) также под названием «Attachment Therapy» (АТ). Чаще всего этой психотерапии подвергают усыновленных (приемных) детей. В США распространение АТ в приемных семьях уже привело к гибели нескольких десятков детей (среди них большинство было из России и восточной Европы), и у значительно большего числа жертв АТ было искалечено детство (
http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html). В США специалисты в области научной детской психологии и психотерапии давно борются с распространением АТ, издана литература с предостережениями против АТ, создан специальный просветительский интернет-портал, направленный против АТ (
http://www.childrenintherapy.org/index.html). Однако, несмотря на это, АТ продолжает там распространяться. К сожалению, «вирусы» АТ уже проникают и к нам, усилиями ряда ангажированных «миссионеров» АТ (
http://yuliamass.livejournal.com/193074.html,
http://yuliamass.livejournal.com/193554.html), в том числе Эльмиры Кнутсен . И это представляет немалую угрозу для приемных семей в России.
В психотерапии АТ используется терминология из научной психологии, в частности, научной теории привязанности, но её наполняют другим смыслом, совершенно искаженным и лженаучным. Так, все сложности с воспитанием приемных детей объясняют выдуманным диагнозом "нарушения привязанности". Диагнозы с похожими названиями действительно существуют в доказательной медицине, но в АТ их наполняют совершенно другим смыслом.
Используя свои опросники, не признаваемые академическими специалистами, навешивают ложный диагноз «нарушение привязанности» на всех детей-сирот (
http://www.childrenintherapy.org/attachmentdisorder.html ). Это, как если бы повар начал навешивать на всех медицинские диагнозы, да еще и «лечить».
В АТ («родительстве по Нэнси Томас») на этот диагноз списывают все возможные проблемы: любые сложности в отношениях с детьми, последствия перенесенных психических травм, болезни и результаты родительских ошибок (в том числе, совершенных из-за ложных советов АТ-"терапевтов"). И еще очень важно следующее. В АТ воспитание основано на подавлении воли ребенка для "привязывания" к взрослым. Также считается, что ограничения или даже лишение ребенка пищи, социальных контактов, посещения школы, игр и т.п. - может способствовать "привязыванию" ребенка-сироты к приемному родителю, когда тот будет "милостиво" удовлетворять эти потребности. Что-то по типу возникновения так называемого "стокгольмского синдрома". Характерным верованием адептов АТ является представление, что можно искусственно «привязать» ребенка методом «регрессии» в более ранний возраст. Для этого они также рекомендуют кормить детей даже дошкольного возраста (и старше) из бутылки, носить детей (даже старше года) целыми днями в слинге и др. Некоторые методы, например, насильственное удерживание или «холдинг» (holding) являются просто прямым физическим и психическим насилием.
Ниже приведена иллюстрация из книги Рональда Федеричи ( одного из адептов этой "терапии" в США). На ней показаны рекомендуемые Федеричи приемы псевдонаучной "holding therapy" ("холдинг терапии") для "смирения проблемного ребенка" - с целью насильственного развития у него "привязанности" к приемным родителям (цитир. по:
http://www.childrenintherapy.org/proponents/federici.html ).
Одно из возможных последствий такой "родительской техники" - удушение ребенка.
Вот примерный список «интервенций» (вмешательств) для "развития привязанности" упоминаемый в описании практик АТ (
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1049731513497518):
ограничения в удовлетворении самых необходимых физиологических потребностей (в пище, в пользовании душем и туалетом, детских играх и др.),
запрет на посещение школы,
насильственный глазной контакт,
полный контроль над всеми действиями (например, установление видеокамер и сигнализации в спальне ребенка, будь то малыш, ребенок школьного возраста или подросток),
обращение даже с детьми старшего возраста и подростками как с младенцами, например, кормление ребенка младшего школьного возраста из бутылки, ношение ребенка даже старше года целыми днями в слинге, разговор с подростком как с младенцем и др.,
применение опасного лженаучного метода "удержания" ("holding therapy") для "выхода гнева из ребенка" и "исправления оппозиционного поведения" путем жесткого контроля,
применение псевдонаучного метода "нейролингвистического программирования" и ряда других характерных для АТ приемов, направленных на полное подавление личности ребенка.
(http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html).
Причем АТ не имеет научного обоснования и доказанной терапевтической пользы, но основано на концепциях и практиках, имеющих определенное сходство с приемами воздействия на психику, используемыми в ряде сект (сайентологии и др.) (
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1049731513497518).
***
Кроме того, в АТ дается ложный морально-психологический портрет людей, в детстве страдавших нарушением привязанности, не имеющий под собой научных обоснований и доказательств. Этот портрет носит устрашающий характер, сеет фобии, является стигматизацией. Якобы у детей с "нарушением привязанности" (в ложной интерпретации АТ) "отсутствует совесть", из них вырастают серийные убийцы, "Гитлеры", "Саддамы Хусейны" (!!!? - так и пишут) и т.п., и т.д. И что эти дети даже в младшем возрасте могут быть опасны для родителей. И только они, эти психотерапевты, могут помочь "привязать" ("to attach") детей к родителям, и таким образом "решить все проблемы".
Для сравнения, в МКБ 10-ого пересмотра в разделе, посвященном эмоциональным и поведенческим расстройствам детского и подросткового возраста, можно видеть два нарушения, связанные с привязанностью (
http://ncpz.ru/lib/1/book/14/chapter/11).
Первое, F94.1, называется "Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте" («Reactive Attachment disorder”, сокращ. RAD).
Второе, F94.1 - "Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу".
Из описания этих расстройств в МКБ-10, а также в американском классификаторое DSM-5 (
http://www.cebc4cw.org/search/topic-areas/dsm-5-criteria-for-reactive-attachment-disorder-rad/ ), следует, что они относятся к детям, пережившим экстремально плохие условия в социальном и эмоциональном отношении и стали очень заторможенными, подавленными, робкими, пугливыми, или, напротив, слишком дружественными с чужими людьми, по сравнению с тем, что можно ожидать в их возрасте. Хотя не существует доказательной терапии специально для этого расстройства, но эксперты рекомендуют мягкое, спокойное, ровное и отзывчивое обращение, как для всех детей с особыми эмоциональными потребностями. Это нарушение может быть диагностировано в возрасте 5 и менее лет, по мере того как дети становятся старше, их поведение становится более зрелым и изменяется таким образом, что проблемы с привязанностями становятся менее заметными ((
http://www.childrenintherapy.org/attachmentdisorder.html ). Подчеркивается, что эти нарушения возникают не у всех детей, переживших подобную ситуацию (в АТ, наоборот, их приписывают практически всем приемным детям). Диагностика этих нарушений затруднена, их не следует смешивать с другими болезненными состояниями, возникающими от жестокого обращения с детьми, различных психических травм и др. факторов. Ничего близкого страшилкам АТ типа «у этих детей нет совести», «из них вырастут серийные убийцы» и т.п. в DSM-5 и МКБ10 нет и в помине.
Конечно, не всегда АТ применяют в таком "полном" объеме, как перечислено выше. Но все равно, даже "урезанные варианты" (например, без холдинга) основаны на сходных ложных предрассудках в отношении приемных детей и их воспитания. И не только провоцируют приемных родителей к жестокости по отношению к детям, но и подводят под это "теоретическую" (псевдонаучную) базу (
http://childmyths.blogspot.ru/2016/01/ordinary-child-abuse-versus-nancy.html ).
Таким образом АТ подталкивает индокринированных этими концепциями приемных родителей как по наклонной плоскости - к жестокому обращению с детьми. Постепенно вовлекаясь в эти методы, родители могут перейти опасную грань.
Нэнси Томас, одна из «гуру» АТ в США, является нелицензированным психотерапевтом, бывшим собаководом, и её методы отчасти напоминают некоторые приемы дрессировки собак злых пород. К сожалению, в России при поддержке фонда "Волонтеры в помощь детям сиротам" (рук. Елена Альшанская) - тоже перевели книгу Нэнси Томас "Когда любви не достаточно". И распространяют её в свободном доступе, например на сайте Ольги Митиревой, который подражает аналогичным американским сайтам, продвигающим эту лжепсихотерапию (подробнее см. здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ ).
Ниже приведены характерные цитаты из книги Нэнси Томас "Когда любви не достаточно", рекомендуемой в качестве "ценного руководства" для приемных родителей в России:
"Вот некоторые известные люди с нарушением привязанности, чье состояние не было вовремя скорректировано: Адольф Гитлер, Саддам Хусейн, Эдгар Аллан По (американский писатель, известный своими «мрачными» рассказами - примеч. Ю.М.), Джеффри Дамер и Теодор Банди (серийные убийцы - примеч. Ю.М.)."
---------------------------------
"Очень сложно добиться успеха, если в одной приемной семье оказываются несколько братьев и сестер с реактивным нарушением привязанности... Зачастую такие дети откровенно ненавидят друг друга! Да, есть единичные примеры того, как кровные братья и сестры смогли вылечиться, находясь даже в одной приемной семье. Это невероятно сложно, но возможно. Однако если вы считаете, что именно ваши дети выиграют именно от раздельного проживания, разделяйте их как можно быстрее. Чем скорее каждый из них окажется там, где сможет начать свое исцеление, тем будет лучше для всех. Не ждите, пока ребенок вырастет. Вместе с ним будут расти и его душевные проблемы".
------------------------------------------------
"Если ребенок хорошо ведет себя в течение одного дня, он может заработать одно из перечисленных прав:
прыжки со скакалкой (с мягкими ручками);
классики (в одиночестве); чтение (родитель дает на выбор две-три книги);
катание на качелях или с горки (если там нет других детей);
игра в песочнице с пластиковыми игрушками (в одиночестве);
лепка из пластилина;
возможность выполнить дополнительные поручения за отдельную плату."
--------------
"Сначала ребенка надо научить просить разрешение на любое действие: пойти в туалет, попить воды, Буквально на все".
---------------------------------------------------
"Ребенок крадет еду. Дети с тяжелым прошлым часто боятся, что новые родители тоже не будут их кормить, поэтому следите, чтобы ваш приемный ребенок ел не реже трех раз в день и его маленький желудок был всегда полон. Чаще всего такой ребенок крадет еду ночью, но сигнализация на двери его комнаты быстро решит эту проблему".
---------------------------------------
«Установите в комнате ребенка сигнализацию на открывание двери (а если нужно, и на открывание окна)… Демонтаж или временное отключение сигнализации - это привилегия, которую ребенок должен заработать усердным трудом и хорошим поведением».
------------------------
"Ложь. Обычный ребенок лжет (и то не всегда), если его уличают в каком-то проступке. А для ребенка с нарушением привязанности ложь и сама по себе так приятна, что становится своеобразным хобби".
-------------------------------
"Многие дети с нарушением привязанности используют выделения своего тела, чтобы разозлить родителей и держать их на расстоянии".
-------------------------
Игра в «несчастненького». Именно взгляд затравленной дворняжки помогает ребенку завербовать посторонних на свою сторону в борьбе против приемных родителей. Некоторые дети просто не понимают, какая это удача - найти любящих родителей, получать сытную еду и спать в теплой постели... Если ваш ребенок из таких вечных «бедняжек», пора научить его ценить то, что он имеет! Например, можно отправить его на время в специализированную замещающую семью, где ничего не дается так же просто, как у вас дома. Ребенок должен как следует потрудиться, чтобы ему разрешили вернуться домой. Еще один (самый) простой способ прекратить игру в «бедняжку» - это надеть на вашу «обиженную дворняжку» солнцезащитные очки.
-----------------------------------------------
"Сексуальное поведение у малышей.
Направленные на родителей сексуальные действия маленького ребенка обычно так сильно оскорбляют и возмущают последних, что они тут же скидывают его с колен без каких-либо разговоров и объяснений. Но, как говорится, не надо с грязной водой выплескивать и младенца, ведь неадекватное сексуальное поведение у малышей - это прежде всего крик о помощи!
Да-да: если ребенок забирается на колени к родителю и как бы «случайно» трогает папину ширинку или хватает маму за грудь - это сигнал о том, что ему нужна помощь!
Так что, если ваш ребенок делает нечто подобное, не гоните его, а спокойно объясните, что такое поведение неприемлемо и теперь он будет много раз тренироваться сидеть на родительских коленях правильно.
Однако до полного исцеления оставлять такого ребенка наедине с другим ребенком или животным категорически нельзя.
Да, именно так! К сожалению, дети с нарушением привязанности вполне способны покалечить или даже изнасиловать кошку или собаку.
По той же причине ребенок с нарушением привязанности не должен делить комнату с другим ребенком или детьми.
Чтобы он никому не мог причинить вреда, на двери в его комнату должна стоять ночная сигнализация".
***
В книге приведен также изобретенный в АТ список "симптомов нарушения (расстройства) привязанности", включающий 23 пунктов, вот некоторые из них: "... приветлив, но поверхностно и фальшиво; жесток к животным; лжет об очевидном (т.н. безумная ложь); ворует; не понимает причинно-следственных связей; нет совести; нездоровое влечение к огню; нездоровое влечение к крови и разрушению; постоянные бессмысленные вопросы и болтовня, настраивает взрослых друг против друга (т.н. «триангуляция» или «создание треугольников»); ложно обвиняет взрослых в жестоком обращении; считает, что все ему что-то должны; родители такого ребенка кажутся постоянно рассерженными и/или враждебными."
***
Как уже говорилось выше, ничего подобного нет ни в МКБ10, ни в американском классификаторе DSM-5. Используя выражения книги Нэнси Томас, сам этот "диагностический список" следует назвать, как минимум, "бессмысленной болтовней" и "безумной ложью".
Любопытно также взглянуть на раздел «Библиография» в книге Нэнси Томас «Когда любви недосточно». Это та основа, на которой построено «родительство по Нэнси Томас». Вот один из источников, включенных в библиграфию: книга с характерным названием "Высокий риск: Дети не имеющие совести".
Magid, Ken and McKelvey, Carole, High Risk: Children Without a Conscience,
New York: Bantam Books (1988).
Ниже приведена фотография из этой книги, на которой один из главных идеологов и ключевая фигура АТ - Фостер Клайн - демонстрирует сеанс "по уменьшению ярости" на мальчике 10 - 11 лет (
http://www.childrenintherapy.org/proponents/cline.html ). "Терапевт", надавливая на грудь удерживаемого ребенка, намеренно доводит его буквально до исступления, чтобы ребенок начал в отчаянии кричать, как он ненавидит "целителя". Согласно лженаучным концепциям АТ подобные изуверские воздействия приводят к "освобождению" ребенка от "негативных эмоций" и обеспечивают "формирование привязанности".
В 2000 г. в центре АТ в Эвергрине (Колорадо), организованном Фостером Клайном, погибла в руках «терапевтов» 10-летняя девочка Кандас Ньюмакер, от изуверского метода «ребефинга». Завернутая в тяжелое одеяло девочка должна была выползти из под навалившихся на неё грузных терапевтов, что имитировало процесс родов. Якобы у Кандас после этого должна была развиться «привязанность» к приемной матери. Ребенок погиб, как показало последовавшее судебное расследование, от недостатка кислорода и повреждения внутренних органов (
http://www.childrenintherapy.org/victims/newmaker.html ).
Кандас Ньюмакер. Источник:
http://www.childrenintherapy.org/victims/newmaker.html АТ-терапевты, сгубившие Кандас, были на много лет отправлены в тюрьму. Фостер Клайн лишился лицензии и вынужден был перебраться в другой штат.
Нэнси Томас осваивала премудрости АТ именно в центре Фостера Клайна (
http://www.childrenintherapy.org/proponents/thomasn.html). И в своей книге "Когда любви не достаточно" высказывает ему в предисловии благодарность как наставнику.
*******
Также в книге "Высокий риск: дети не имеющие совести" (указана в разделе "Библиография" в книге Нэнси Томас "Когда люби не достаточно") можно видеть следующие картинки, отражающие верования АТ:
На верхнем рисунке показаны "хорошо привязанные" детки, из которых автоматически должны вырасти "святые". Нижняя картинка изображает детей с "нарушениями привязанности" (причем этот "диагноз" ставится АТ-"терапевтами" на основании собственных лженаучных критериев). Они якобы "запрограммированы" превратиться в преступников, включая серийных убийц. Если, конечно, их не "спасут" АТ-"целители". Надпись над картинками гласит: "Америка - страна свободных людей, или почва для выращивания психопатов ?"
С помощью подобных книг и ВИДЕО "терапевты" АТ воздействуют на сознание приемных родителей, увеличивая число своих клиентов.
Обложку этой книги вместе с данной иллюстрацией можно видеть на известном американском сайте, посвященном разоблачению псевдомедицины, со следующим комментарием: "это мусор, не достойный называться даже псевдонаукой" (
http://www.sciencebasedmedicine.org/pat-schroeders-endorsement-of-rage-reduction-therapy-the-cult-of-the-celebrity-strikes-again/).
***
На сайте, организованном юристом в области усыновления Ольгой Митиревой (
http://attach2me.ru/books/vospitanie_rebenka-siroty/ ), кроме опуса Нэнси Томас, рекламируются книги и других поборников АТ, например, Ф. Клайна и Грегори Кека. В интернете можно обнаружить немало свидетельств того, что книги АТ-терапевтов рекомендуют в школах приемных родителей. Рекламу книги Нэнси Томас можно видеть на сайтах для приемных родителей Москвы, Петербурга, др. городов. В частности, книгу Нэнси Томас "Когда любви недостаточно" и книгу другого адепта АТ Грегори Кека (с предисловием Фостера Клайна) также рекламируют на распространяемых в интернете вебинарах Татьяны Панюшевой - психолога НКО "Волонтеры в помощь детям сиротам" (
http://changeonelife.ru/2014/06/17/videozapis-vebinara-narusheniya-privyazannosti/ ).
При этом в отличие, например, от США, в России практически нет литературы с разъяснением лженаучности и опасности АТ. Правда данная тема обсуждалась в 2016 г. на конференции по проблеме жестокого обращения с детьми в России и за рубежом, организованной в МГПУ. На этой конференции даже представили короткое ВИДЕО-сообщение проф. Джин Мерсер, ведущего специалиста в области психологии развития в США, которая возлавляет там борьбу с распространением АТ и согласилась таким образом поучаствовать в работе конференции (
http://teachers.msk.ru/news/222_jestokoe_obraschenie_s_detmi_v_rossii_i_za_rubejom_konferentsiya_mgpu ). Но всего этого конечно совершенно не достаточно, чтобы противодействовать тенденции распространения АТ в России.
Надо отдать должное психологу Светлане Паниной, которая в отличие от многих других проницательно заметила опасность, связанную с проникновением и началом пропаганды в России АТ. Обнаружив в 2013 г. распространение книги Нэнси Томас "Когда любви не достаточно" на сайте Ольги Митиревой, она сразу написала в своем блоге в ЖЖ резко отрицательный отзыв по поводу этого опуса со следующим предупреждением (
http://svetlana-panina.livejournal.com/421978.html):
«… Если книга упадет на почву каких-то личностных особенностей родителей, которые будут специально искать в ребенке особо опасные проявления нарушения привязанности и их усиленно "лечить" дрессировкой, то будет происходить то, что происходит сейчас в США - судебные дела, возбужденные против приемных родителей и сравнение последователей Аttachment Therapy с адептами тоталитарных сект”.
Но вернемся к статье на тему нарушений привязанности, опубликованной в декабре 2016 г. на сайте «Правмир».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ. ЗДЕСЬ:
http://yuliamass.livejournal.com/228451.html