О ПРОНИКНОВЕНИИ В ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ОПАСНОЙ ЛЖЕНАУЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ (часть 1)

Oct 31, 2015 19:55

В настоящее время в России идет реформа системы детских домов, с превращением их в центры  временного пребывания ребенка, изъятого опекой из семьи (до его устройства в приемную семью или, реже, возращения в родную семью). Это сопровождается форсированием помещения детей в приемные семьи. Такая политика идет в русле продвигаемых на международном уровне (включая программы ООН) установок  на максимально полную   "деинституализацию"  с заменой детских домов на фостерную систему.

Однако на Западе,  где казалось бы такая реформа уже проведена, ряд серьезных экспертов в области детской психологии и защиты детства выступает за частичное возрождение детских домов и сомневается в научной обоснованности объявленной "войны с детдомами". Они полагают, что интересам детей-сирот с учетом возрастных особенностей  лучше отвечает разнообразие  форм устройства, то есть, сохранение   наряду с семейными формами, и модернизированных  детских домов. При этом они опираются и на накопленные научные данные в этой сфере (подробнее см. здесь: http://childmyths.blogspot.ru/2015/10/orphanages-foster-families-and-culture.htmlhttp://yuliamass.livejournal.com/163629.html, http://yuliamass.livejournal.com/149979.html ).

Не углубляясь сейчас в обсуждение данного непростого вопроса, хотелось бы  сфокусировать  внимание только на одном специфическом серьезном риске, связанном с указанной реформой. Его мало замечают, хотя его как раз можно было бы предотвратить. Речь пойдет о вовлечении семей с приемными детьми в псевдонаучную психотерапию, потенциально опасную для детей и благополучия семьи в целом. 

Считается, что приемные семьи нуждаются в специальном психологическом обучении (в школах приемных родителей и т.п.). Однако в  России в сфере  психологии произошло смешение научных направлений  и так называемой «альтернативной», психологии и психотерапии - всевозможных концепций и практик, основанных не на научном базисе, а ньюэйджевском оккультизме. И подобные «альтернативщики» тоже рвутся в сферу, связанную с организацией школ приемных родителей (ШПР), «психологическим сопровождением» приемных семей, и т.п., как к  кормушке (пополняемой, в том числе из бюджетных источников).

В качестве одного из ярких примеров, демонстрирующих, как на практике происходит вовлечение родителей (и приемных семей в целом) в  лженаучные «психотерапии», можно привести ситуацию, сложившуюся вокруг Школы приемных родителей при общественной организации (фактически НКО)  «Дорогами Добра» в Екатеринбурге.

В указанной «общественной организации» "Дорога добра" есть школа приемных родителей (ШПР). И там преподает (ведет занятия на темы "привязанности") американка Дейна Эванс (http://www.dd66.ru/project/3/n-a-2 ), уже более 10 лет выполняющая в Екатеринбурге роль миссионера от неопротестантской харизматической организации  "Trinity Communty Church" (США) (http://tccknox.com/connect/ministries/missions/ ).

В частности, её можно было видеть в числе служителей церкви неопятидесятников "Преображение",  открытой в 2000 г. миссионерами из США, как сообщается на сайте этой организации. Указанная религиозная организация  входит в ассоциацию  «Глобальная стратегия», также "заложенной в начале 90-х годов при участии христианских служителей и миссионеров из США и других стран" ( http://www.globalstrategy.ru/Ac.html ).

Дейна Эванс также продвигала в Екатеринбурге одну из психотехник, распространяемых среди неопятидесятников и некоторых других направлений неопротестантов (евангеликов), носящую название «теофостик» (  https://ok.ru/group/50447366422667/topic/197060278923 ). Адепты теофостика заявляют, что с помощью этого метода (якобы "извлекающего из памяти забытые травматические события" и т.л. ) можно излечить психологические травмы, избавиться от зависимостей и т.д. Однако в статье в англоязычной Википедии можно прочитать, что ряд представителей традиционных западных христианских конфессий отнесли теофостик (который его адепты называют «особым видом молитвы», "основанной на молитве психотерапии"  и т.п.)  к  "практикам, несовместимым с Библией", а академические психологи - к разряду псевдонаучных методов (https://en.wikipedia.org/wiki/Theophostic_counseling ).



**********
О наличии у Дейны Эванс какого-либо специального образования в сфере психологии и т.п. - ничего не известно.

Вместе с тем на связанном с неопятидесятниками-харизматами РАДИО ТЕОС Дейна Эванс постоянно выступает в передачах для приемных родителей, где её характеризуют как "специалиста-психолога" и т.п. Из этих передач можно узнать, что Дейна видит свою особую «миссию» в просвещении России  о значении «нарушения привязанности» и «эффективных методах его лечения», о которых якобы было ничего не известно здесь, пока к этому дела не подключилась Дейна Эванс.

Но вот тут-то как раз и скрывается подвох. Чтобы это понять необходимо остановиться более подробно на понятии «нарушение привязанности».

Дело в том, что следует различать научное определение нарушения, согласно Международной классификации болезней (МКБ), и так сказать, "журналистское".

В МКБ 10-ого пересмотра в разделе, посвященном эмоциональным и поведенческим расстройствам детского и подросткового возраста, можно видеть два нарушения, связанные с привязанностью (http://ncpz.ru/lib/1/book/14/chapter/11 ). Первое, F94.1,  называется "Реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте" («Reactive Attachment disorder”, сокращ. RAD). Второе, F94.1 - "Расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу". Вкратце, они относятся к  особой категории нарушений у  детей до 5 лет, обусловленных крайне плохим обращением с ребенком, глубоким пренебрежением его физическими  и эмоциональными  потребностями и т.д. Но если в первом случае ребенок подавлен, боится взрослых, то во втором, наоборот,   "прилипчив", не различает своих и чужих. Подчеркивается, что эти  нарушения редко встречаются и мало изучены, диагностика их может быть затруднена, их не следует смешивать  с другими болезненными состояниями, возникающими от жестокого обращения с детьми, различных психических травм и т.п.  В качестве лечения рекомендовано помещение ребенка в благоприятные условия, обеспечивающие заботу, внимание, эмоциональное тепло со стороны взрослого и т.п. ( http://www.familypracticenews.com/specialty-focus/mental-health/single-article-page/aap-creating-safe-environment-aids-recovery-from-trauma-disorders/cdc759108ebcdf26f6c8846d718bf684.html). Никаких катастрофических прогнозов в отношении психологических и  моральных свойств людей, в детстве страдавших одним из указанных выше  нарушений, в МКБ10 нет.

С другой стороны в "журналистской психологии" подхватили и распространяют псевдонаучную трактовку "диагноза RAD", запущенную адептами лженаучного (и как будет показано ниже - опасного) направления, известного в США под названиями «Attachment Therapy» (AT) («терапии привязанности»), “Holding therapy” («удерживающей терапии»), «родительства по Нэнси Томас» и др. (http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf , http://www.anticekta.ru/?p=6641 ).

Псевдотерапевты АТ совершенно неверно  толкуют и научную теорию "привязанности" в целом, и данный синдром в частности. Родителям внушают, что будто бы у  приемных детей всех возрастов, взятых из детских домов, фостерной системы, переживших травмы и даже усыновленных сразу после рождения (в ряде публикаций АТ утверждается и такое) очень часто (если не всегда) наблюдается «RAD». Причем этому фактору не только придается гипертрофированное и крайне расширенное (до размывания границ и определенноcти)  значение, но еще дается ложный морально-психологический портрет людей, в детстве страдавших RAD, не имеющий под собой научных обоснований и доказательств. Этот портрет носит устрашающий характер, сеет фобии, является стигматизацией. Якобы у  детей с "нарушением привязанности" (в ложной интерпретации АТ) "отсутствует  совесть", из них вырастают серийные убийцы, "Гитлеры", "Саддамы Хусейны" (!!!? - так и пишут) и т.п., и т.д.  И что эти дети даже в младшем возрасте могут быть опасны для родителей. И только они, эти психотерапевты, могут помочь "привязать" ("to attach") детей к родителям, и таким образом "решить все проблемы".

Кроме неверной интерпретации термина RAD, в сочинениях адептов АТ нередко можно встретить упоминание некоего «синдрома нарушения привязанности» (“attachment disorder”, сокращ. AD). Это также их собственное изобретение (такого диагноза нет в МБК 10), и они подводят под него все что угодно. В результате ребенок родителей, руководимых АТ-«терапевтами», может оказаться лишенным самой необходимой медицинской помощи, так как симптомы любого заболевания (например плач ребенка от болей при аппендиците) легко списываются на «психическую ненормальность», вызванную «АД» (http://www.edgework.info/article-Attachment-Disorder-A-Controversial-Diagnosis.html, https://www.mentalhelp.net/blogs/rad-children-false-information-and-dangerous-therapies/ ).

И для развития (по существу, насильственным путем) "привязанности" у ребенка к приемным родителям адепты АТ рекомендуют методы, которые можно назвать не только бесполезными, но вредными и опасными для психического и здоровья детей, и даже их жизни, нередко доходящими до изуверства (http://childmyths.blogspot.ru/2013/05/international-concerns-with-holding.html;http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188).

В частности, среди предложенных «интервенций» (вмешательств) упоминаются:
ограничения в  удовлетворении самых необходимых физиологических потребностей (в пище, в пользовании душем и туалетом, детских играх и др.),
запрет на посещение школы,
насильственный глазной контакт,
полный контроль над всеми действиями (например, установление видеокамер и сигнализации в спальне ребенка, будь то малыш, ребенок школьного возраста или подросток),
обращение даже с детьми старшего возраста и подростками как с младенцами (например, кормление ребенка младшего школьного возраста из бутылки, разговор с подростком как с младенцем),
применение опасного лженаучного метода "удержания" ("holding therapy") для "выхода гнева из ребенка" и  "исправления оппозиционного поведения" путем жесткого контроля,
применение псевдонаучного метода "нейролингвистического программирования" и ряда  других характерных для АТ приемов, направленных на полное подавление личности ребенка.

АТ-"терапевты" заявляют, что при этом ребенок освобождается от  "травм, полученных еще на внутриутробной стадии, в родах и младенчестве", из него "выходит накопленный гнев к биологическим родителям" (не дающий  "привязаться" к усыновителям), возникающее чувство беспомощности и искусственное "погружение в состояние младенчества"  якобы стимулирует "привязанность". Некоторые эксперты отмечают, что это также похоже на попытки вызвать привязанность жертвы к мучителю, как это происходит при так называемом стокгольском синдроме (http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html). При этом концепции и практики АТ не имеют научного обоснования,  и их эффективность не имеет никаких объективных подтверждений.

"АТ-терапевты"  буквально демонизируют  детей-сирот и предлагают ломать их личность, чтобы "привязать"  ребенка к усыновителям. Некоторые договариваются до того, что у детей-сирот, усыновленных из детских домов, вообще "нет личности", их нужно полностью "переформатировать", чтобы потом  "заново собрать".

Они расплодились в США, эксплуатируя трудности родителей, усыновивших детей. И теперь американцы, которые понимают опасность этого направления, не знают как эту "чуму" (это именно "чума") остановить.

Из- за применения методов АТ (синонимы:  "родительство по Нэнси Томас", удерживающая или "холдинг" терапия и др.) в США было несколько десятков судебных процессов в связи жестоким обращением с детьми, вплоть до гибели детей. Причем это только "верхушка айсберга", намного больше - молчаливых жертв с искалеченным детством (http://childmyths.blogspot.ru/2015/10/a-personal-account-of-attachment.html, http://www.anticekta.ru/?p=6641 , http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ , http://iriney.ru/psixokultyi/common-psixokultyi/psevdo-psixoterapiya-kak-faktor-nasiliya-i-zhestokogo-obrashheniya-s-detmi.html , http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188).

AT была осуждена ведущими специалистами и профессиональными сообществами США в области детской психологии, психиатрии и психического здоровья и службы защиты детства, как ненаучная, медицински необоснованная и опасная для жизни и здоровья детей (см., например:
http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf ;
http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188 ).

Но поскольку она не запрещена законодательно, АТ продолжает распространяться, в том числе через интернет. Это немалый бизнес для этих лжепсихотерапевтов (подробнее, со ссылками, см. здесь: http://www.anticekta.ru/?p=664 http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/http://iriney.ru/psixokultyi/common-psixokultyi/psevdo-psixoterapiya-kak-faktor-nasiliya-i-zhestokogo-obrashheniya-s-detmi.html).

Известный американский специалист в области психологии развития проф. Джин Мерсер так описывает сложившуюся ситацию (https://phtherapies.wordpress.com/2010/04/13/dr-jean-mercer-open-letter-to-russian-child-ombudsman/ ):

"На мой взгляд, основной причиной жестокого обращения с приемными детьми в США является распространение в СМИ ошибочной информации об их проблемах с психикой и недостаточном уровне развития...
Среди ошибок, распространяемых популярными сайтами в интернете, можно выделить следующие:
1. Приемный ребенок скорее всего имеет реактивное расстройство привязанностей, и это легко обнаружить даже у детей старше 5 лет.
2. Реактивное расстройство привязанностей характеризуется жестоким, враждебным поведением по отношению к  опекуну, младшим детям и животным.
3. Одним из методов лечения этой болезни является удаление ребенка из приемной семьи и его проживание в специализированном лечебном центре.
4. Традиционные способы психологического и психиатрического лечения лишь обостряют проблемы приемных детей, и только нетрадиционная терапия может принести пользу.

Более полная информация о причинах таких ошибок и о детях, пострадавших от подобного неправильного истолкования  феномена реактивного расстройства привязанностей, предоставлена  на сайте www.childrenintherapy.org. Ни один из вышеперечисленных тезисов не подкреплен доказательствами. Легко представить картину, когда родители, введенные таким образом в заблуждение, будут считать ребенка источником всех бед в доме,  или же станут опасаться его поведения и любой смены настроения, хотя оно может и находиться в пределах нормы.
Запутавшиеся опекуны зачастую видят единственный выход в отказе от ребенка. Одним из последствий предрассудка об опасности детей,  может стать использование приемными родителями физического насилия в ответ на малейшее непослушание или недопонимание со стороны ребенка.
Кроме того, приемные родители, упорствующие в собственных заблуждениях, не желают обращаться за помощью к профессионалам, отрицающих эти  предрассудки...".
********
Для наглядного представления об особенностях  АТ  ниже приведена иллюстрация из книги Рональда Федеричи ( одного из адептов этой "терапии" в США). На ней показаны рекомендуемые Федеричи приемы псевдонаучной "holding therapy" ("холдинг терапии")  для "смирения проблемного ребенка" - с целью насильственного развития у него "привязанности" к  приемным родителям (цитир. по: http://www.childrenintherapy.org/proponents/federici.html).

Одно из возможных последствий такой "родительской техники" - удушение ребенка.



Что представляет собой «родительство по Федеричи» также наглядно описано вот в этом материале на английском сайте ВВС: http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2000/problemchild.shtml http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2000/problemchild_transcript.shtml   .

Материал содержит текстовую версию (транскрипт) телевизионной программы ВВС с описанием и обсуждением "метода Федеричи". Публикация и соответствующее ВИДЕО, выпущенное ВВС (http://www.films.com/ecTitleDetail.aspx?TitleID=24696&r ), носят характерное название: "Приручение проблемного ребенка" ("Taming the problem child").

В частности, в этой программе показали, как Федеричи применял свои «методы дрессировки» (включая описанное выше «удержание») на усыновленном двенадцатилетнем русском мальчике Сергее (привезенном в США из Петербурга в пятилетнем возрасте).

Вот для иллюстрации два кадра из  фильма "Приручение проблемного ребенка". Они демонстрируют псевдонаучную "холдинг-терапию", осуществлявшуюся (при участии Федеричи)  приемными родителями русского мальчика Сережи для его "правильного воспитания" и "реабилитации":





**********
Мальчик вел себя недружелюбно по отношению к своим приемным американским родителям (даже агрессивно, как они считали). И они обратились за «помощью» к Федеричи. Причем в указанной статье цитируют высказывание Федеричи, где он утверждает, что у таких детей, как Сергей, вообще отсутствует "личность" («identity»). По словам Федеричи необходимо «сломать» эту «безличностную оболочку», чтобы затем «собрать заново». Еще он использует выражение "перепрограммирование" ребенка.

На признание родителей, что "метод" не принес обещанных "улучшений в поведении ребенка", Федеричи отвечает, что родители еще не проявили должной настойчивости. Такой ответ очень характерен для разного рода "целителей"-шарлатанов, которые всегда заявляют, что пациенты сами виноваты, если не выздоровели.

Еще один кадр из того же фильма, показывающий как подобную псевдонаучную "методику" используют для "терапии привязанности" у маленькой девочки:




Интересно, что в этой передаче за сирот вступается известный психолог из Великобритании проф. Петер Фонаги (Prof. Peter Fonagi). Вот его слова:

«Меня очень обеспокоило утверждение, что сначала надо разрушить кого-то, чтобы потом снова построить. Нормальный подход к исправлению расстройств поведения - это помочь родителям лучше понять своего ребенка. У этих детей очень нарушена самооценка, понимание того, кем они являются на самом деле. Если же вы постоянно еще больше разрушаете это чувство самосознания в ребенке, то в конце концов это приведет к тому, что ребенок станет еще более депрессивным и впадет в отчаяние».

Этот фильм был заснят в 2001 г., но нет никаких свидетельств, что с тех пор Федеричи осудил свои взгляды и методы (напоминающие методы "промывки мозгов" в тоталитарных сектах и дрессировку собак) и отказался от них. При этом на словах он постоянно отрицает свою принадлежность к адептам АТ. Подобная скрытность весьма характерна для представителей различных деструктивных сект и психокультов, составляющих неоязыческое движение Нью эйдж, с которым АТ имеет очевидно много общего.
Вот еще одна из популярных книг на тему "нарушений привязанности", с помощью которых псевдотерапевты АТ запугивают приемных родителей, увеличивая таким образом число своих клиентов. Книга носит характерное название "Высокий риск: Дети не имеющие совести".



Ниже приведена фотография из этой книги, на которой АТ-"терапевт" Фостер Клайн демонстрирует сеанс "по уменьшению ярости" на мальчике 10 - 11 лет. "Терапевт", надавливая на грудь удерживаемого ребенка, намеренно доводит его буквально до исступления, чтобы ребенок начал в отчаянии кричать, как он ненавидит "целителя". Согласно лженаучным концепциям АТ подобные изуверские воздействия приводят к "освобождению" ребенка от "негативных эмоций" и обеспечивают "формирование привязанности".


Также в книге можно видеть следующие картинки, отражающие верования АТ:





На верхнем рисунке показаны "хорошо привязанные" детки, из которых автоматически должны вырасти "святые". Нижняя картинка изображает детей с "нарушениями привязанности" (причем этот "диагноз" ставится АТ-"терапевтами" на основании собственных лженаучных критериев). Они якобы "запрограммированы" превратиться в преступников, включая серийных убийц. Если, конечно, их не "спасут" АТ-"целители". Надпись над картинками гласит: "Америка - страна свободных людей, или почва для выращивания психопатов ?"
Обложку этой книги вместе с данной иллюстрацией можно видеть на известном американском сайте, посвященном разоблачению псевдомедицины, со следующим комментарием: "это мусор, не достойный называться даже "псевдо-наукой" (http://www.sciencebasedmedicine.org/pat-schroeders-endorsement-of-rage-reduction-therapy-the-cult-of-the-celebrity-strikes-again/).

Конечно, не всегда АТ предлагается в таком "полном" объеме, как описано выше, на примере  "терапевтических интервенций"   Федеричи и Клайна. Можно видеть и "урезанные варианты", использующие только часть из перечисленного выше, но все равно,  все они основаны на сходных ложных предрассудках в отношении приемных детей и их воспитания, и не только подталкивают родителей на скользкую дорогу жестокости к детям, но и подводят под это "теоретическую" (псевдонаучную) базу.

В США создана специальная правозащитная организация, которая борется с распространением этого лженаучного опасного направления. Вот ссылка на сайт этой организации, которая называется "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy"): http://www.childrenintherapy.org/index.html. На указанном сайте этот метод назван «быстро распространяющимся», хотя и «теневым» и «антинаучным».

«Attachment  Therapy» - сегодня представляет самую опасную форму мошенничества в  США», - говорится на сайте.

«Для наиболее беззащитных и ранимых детей, находящихся в учреждениях опеки и приемных семьях или усыновленных  - эта лжетерапия несет невыносимые страдания. Каким образом внушение страха, голод, боль, унижение, искаженная картина реального мира, изоляция от друзей и семьи, угрозы и т.п. могут привести к привязанности, вере, любви и сделать ребенка счастливым? Мы должны знать, что это ведет к смерти», - предупреждают защитники детей
(http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html).



Как объясняют на сайте организации (http://www.childrenintherapy.org/essays/index.html):

"Attachment Therapy (AT) - это растущее теневое движение для «лечения» детей, с дисциплинированием которых родители и воспитатели испытывают проблемы. Адепты АТ внушают, что причинами  неправильного поведения детей является отсутствие «привязанности» к воспитателям. Цель воздействий АТ - насильно принудить ребенка к «привязанности» («любви») к своим воспитателям (приемным родителям и т.п.).

Методы, применяемые в АТ относятся к чрезвычайно унижающим, подавляющим и жестоким.  Их цель - подавить сопротивление ребенка до полной покорности матери.  Их используют, пока воля ребенка не оказывается полностью сломленной. Если ребенок упорствует в сопротивлении (а это, понятно, происходит очень часто), жестокость воздействий возрастает, и это продолжается бесконечно, может длиться на протяжении  месяцев и лет.

Большинство детей, против которых используют  АТ - это усыновленные дети, или дети в фостерных семьях, среди них особенно много представителей расовых или этнических меньшинств, детей, страдающих аутизмом, умственным отставанием, или имеющих инвалидность в связи с физическим здоровьем. Несомненно, это наиболее ранимые и беззащитные дети.

АТ имеет две компоненты. С одной стороны, это непосредственное "ручное" воздействие, включающее физическое сдерживание и стеснение ребенка. АТ-"терапевты", осуществляющие эти воздействия, называют их "психотерапией". С другой стороны, это обычно сопровождается насаждением набора родительских практик, которые приносят жестокость прямо в дом, делая её круглосуточной. Обе компоненты не имеют научного обоснования в психологических теориях  и   доказательств в  исследованиях.

На сайте рассматриваются и анализируются различные аспекты этой ужасной практики".
*************
Спрашивается, а какое отношение все это имеет к упомянутой выше Школе приемных родителей ( ШПР)  в Екатеринбурге?

Оказывается, самое прямое. Один из преподавателей этой школы - Дейна Эванс - является активным представителем адептов  АТ  и пропагандирует свои верования в России. Так, в 2012 г. именно Дейна Эванс организовала в Екатеринбурге семинары Нэнси Томас, одного из адептов псевдонаучной психотерапии АТ (https://dreamsanddestinies.wordpress.com/2012/11/06/the-ripple-effect/).



Нэнси Томас в США



Нэнси Томас  в Екатеринбурге, в семейном центре "Аистенок", после проведения семинара, февр. 2012 г.
Источник фото:http://www.aistenok.org/%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B5-%D0%B0%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BB-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%B2%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4-%D0%BA-%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8.html
*******************************************************************
Не обращая никакого внимания на предупреждения своих соотечественников (ведущих специалистов в США в области психического здоровья и защиты детей) об опасности АТ («родительства по Нэнси Томас») Дейна Эванс с гордостью пишет в своем блоге, что ей удалось не только организовать эти семинары, но и устроить распространение в России Видео с тренингами Нэнси Томас, её книги для родителей (все в переводе на русск. яз.) и т.п. (https://dreamsanddestinies.wordpress.com/2012/11/06/the-ripple-effect/).

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ. ЗДЕСЬ: http://yuliamass.livejournal.com/193965.html

дети сироты, привязанность, психология, секты

Previous post Next post
Up