Ценность - центральное понятие бизнес-анализа. Ценность - свойство или совокупность свойств
продукта (блага), делающих привлекательным владение и/или пользование этим продуктом (благом) для людей и/или организаций.
В современной экономике создание сложного продукта распадается на множество операций, которые распределяются между различными производственно-экономическими агентами в соответствии с их специализацией в тех или иных технологиях. Реализация операций подчиняется также определенному порядку следования, поскольку многие операции не могут быть выполнены, прежде чем выполнены некоторые другие. Результаты предшествующих операций, согласно порядку следования, передаются агентам, выполняющим последующие операции - по
цепочке, вплоть до создания конечного товара или услуги.
Таким образом ценность конечного продукта не создается полностью агентом, занимающим конечную позицию в цепочке. Она складывается (накапливается) из долей, созданных в ходе всех операций, которые были востребованы для получения конечного продукта. Эти доли называются добавленными ценностями или стоимостями (value added).
Ценность и цена. В сделках купли-продажи ценность продукта выражается его ценой, выраженной, как правило, в той или иной денежной валюте. При этом возможно, что одна из сторон или обе стороны не считают эту цену справедливой, то-есть верно выражающей представление данной стороны о ценности продукта, так как на определение цены влияют различные факторы.
В единичных сделках цена - результат компромисса между продавцом и покупателем. На конкурентных рынках массовых товаров цена определяется в ходе торгов многочисленных покупателей и продавцов - в зависимости от соотношения спроса и предложения продукта на рынке. В случае сделок, совершаемых в рамках
публичных договоров, цена (тариф) может устанавливаться (ограничиваться) внешним регулятором.
Таким образом, не существует простого соотношения между ценностью и ценой. Тем не менее, для финансовых служб предприятий, фискальных служб государства, а также экономической статистики, цена выступает в качестве измерителя ценности продукта (по факту продажи).
Соответственно, в применении к любому производителю в цепочке (фирме, индивидуальному предпринимателю) добавленная ценность (стоимость) есть часть ценности товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии. Определяется как разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг, произведенных предприятием, и его затратами на закупку материалов и полуфабрикатов, поставляемых другими предприятиями.
Ценность и стоимость. Дуализм ценность / стоимость - исторически сложившаяся особенность русского делового языка. В других языках в этом смысле (ценности=стоимости) используется единственное слово (англ. value, нем. Wert, франц. Valeur). История этого дуализма восходит к первым переводам трудов Маркса на русский язык, в которых клише “прибавочная стоимость” было введено в качестве эквивалента немецкого Mérhwert.
В современной русской экономической литературе наблюдается отход от термина “стоимость” в пользу термина “ценность”. Эта тенденция отмечается в редакционном предисловии к недавнему русскому изданию (Москва, Эксмо, 2007) трудов Йозефа Шумпетера “Теория экономического развития” и “Капитализм, социализм и демократия”:
QUOTE
При подготовке этого издания были исправлены некоторые ошибки в тексте переводов [изданий 1982 и 1995 годов]. В особенности, следует упомянуть, что был исправлен перевод немецкого слова “Wert” и английского термина “value”. В настоящем издании они переводятся как “ценность”, а не “стоимость”, как в прошлых изданиях. Традиция употребления слова стоимость в данном смысле восходит к переводу “Капитала” Маркса Н.Даниельсоном и прочно укоренилась в советской экономической науке, хотя ее ущербность отмечалась критиками с самого начала. Семантика термина “стоимость” достаточно тесно связана с процессом обмена и плохо подходит для того, чтобы обозначать значение блага при потреблении. Словосочетание “потребительная стоимость” при первом прочтении “Капитала” неизменно поражает своей нескладностью. В то же время термин “ценность” охватывает оба случая: и потребление, и обмен. И хотя для привыкшего к советским переводам читателя непривычно будет звучать сочетание “прибавочная ценность”, мы решили восстановить нарушенную когда-то логику.
UNQUOTE
Налог на добавленную стоимость. В 1992 году при создании налоговой системы Российской Федерации был, по образцу европейских стран, введен налог на добавленную стоимость (НДС). По-английски этот налог называется value added tax (VAT), по-немецки Mehrwertsteuer (MwSt), по-французски taxe sur la valeur ajoutée (TVA). Ничто не мешало основателям российской рыночной экономики, отринувшим марксистскую доктрину, назвать этот налог “налогом на добавленную ценность”, если перевести value (Wert, valeur), как ценность. Ничто - кроме советского образования.