О формах созерцания

Aug 05, 2011 03:52

Хочется БЫТЬ, перегонять себя в действие (и это мне-то, созерцателю).

Подумалось во внутренний ответ на это, что действие - это форма созерцания (или - его инструмент): соприкосновение с миром, увеличение площади этого соприкосновения, числа углов, под которыми видится мир ( Read more... )

vita contemplativissima, anthropologia personalis

Leave a comment

Comments 55

natabelu August 4 2011, 23:58:06 UTC
соприкосновение с миром - это уже не созерцание)

Reply

yettergjart August 5 2011, 00:50:22 UTC
Ну, мне подумалось как-то так, что созерцание - это впускание мира в себя через восприятие, а значит, почему бы и в действии - нет?

Reply

yettergjart August 5 2011, 00:53:24 UTC
...и ещё как-то так: созерцание - это такое впускание мира в себя (действием ли, нет ли), при котором сохраняешь внутреннюю свободу от него.

Reply

natabelu August 5 2011, 09:38:49 UTC
бардак, чесслово. впускаешь в себя мир созерцанием, а действие это тоже созерцание, при этом сохраняешь внутреннюю свободу от мира? и рыбку съесть и косточкой не подавиться))

Reply


singaporelj August 5 2011, 01:28:19 UTC
Созерцания и соприкосновение у "рыжего":

"Снаружи пасмурно. Мой орган тренья
О вещи в комнате, по кличке зренье
Сосредотачивается на обоях."

Наблюдатель вмешивается реальность и меняет её. Это, межу прочим, уже из квантовой физики постулат.

Согласен про внутреннюю свободу как критерий отстранённости от реальности, даже если она сильно искривлена твоим присутствием.

Reply

yettergjart August 5 2011, 11:33:16 UTC
Наблюдатель и сам - реальность.

Reply


uchenaya_belka August 5 2011, 06:25:12 UTC
Получается, созерцание -- противоположность не действию, а изменению реальности?
(Если ее искривлением пренебречь и отвлечься от квантово-механических штучек.)

Reply

yettergjart August 5 2011, 11:37:22 UTC
По моему разумению, созерцание противоположность не-созерцанию, невсматриванию в мир, оставлению его без внимания.

Reply


mainpage August 5 2011, 07:16:49 UTC
Оль, собственно, теорейя - в переводе "сосредоточенное созерцание" (в интерпретации К. Свасьяна) и важно, что моя последняя заметка в G+ - по сути оттуда же, на ту же тему, только все пока под закрытым сайтом Гугла - кстати, рекомендую, если ещё не завели себе - очень удобно в них работать для себя с черновиками и дневниками)

Reply

yettergjart August 5 2011, 11:43:38 UTC
Я "теорейю" внутри себя перевожу как просто созерцание, contemplatio, просто в смысле смотрение-и-видение, ещё ДО и помимо сосредоточения. = В Гугле пока не разобралась - хотя да, видела вчера там опцию "Гугл-сайты", но ещё не сообразила, что с ними делать. У меня пока система навыков сформирована под ЖЖ как средство для построения планов и хранения черновиков, тут очень тэги помогают (и много чего уже загружено). Попробую, на что способен Гугл в этом смысле и какой системы навыков он требует. (А он не даёт возможности транслировать записи из ЖЖ? Я что-то не нашла вчера такого.)

Reply


irinatag August 5 2011, 10:00:08 UTC
Действие - это благословенная форма жизни, лучше всех, на мой взгляд, описанная М. Чиксентмихайи как ПОТОК, когда человек сливается со своей деятельностью, субъект сливается с объектом, а процесс становится сам себе наградой. Я выделяю для себя несколько типов такого ПОТОКА, где уже нет отдельно созерцания и отдельно действия, где уже не "перегоняешь" себя никуда, а плывешь по течению: прежде всего, это, конечно, игра на фортепиано - полное слияние действия и рефлексии, потом - как ни странно - чтение лекций лопоухим студентам, потом - катание на велосипеде в плотном транспортном потоке, потом - плавание на длинные дистанции. Во всех этих типах действия - действие, как таковое, незаметно перетекает в БЫТИЕ. Ну и, наконец, занятия йогой - вот уж где действие и созерцание - поистине одно, поскольку созерцание совершается ЧЕРЕЗ действие (асану). В йоге есть даже специальные ДИНАМИЧЕСКИЕ медитации (Сурья намаскар, например).

Reply

yettergjart August 5 2011, 11:36:41 UTC
А помимо йогических практик и соответствующих мировоззренческих установок (это же всё-таки всего лишь одна из существующих традиций) разговоры о свободе и созерцании разве не имеют смысла?

Reply

irinatag August 5 2011, 17:24:15 UTC
А что, если созерцание, это состояние свободы от ... своей "внутренней свободы"? У М.М. Пришвина моего любимого есть такое сравнение: "я сижу в вокзальном буфете, пью чай, а сам все время ногой проверяю - здесь ли мой чемодан?" - Так и мы, быть может (или нет?), созерцая, впадая в созерцание, или втягиваясь в него, проверяем время от времени - не утратили ли мы своей драгоценной "внутренней свободы? Ограничивая, тем самым, .... свободу созерцания. "

Reply

yettergjart August 5 2011, 20:07:02 UTC
Может, и так, (тогда и смерть - свобода от жизни! а что, почему нет?) - это уже неевропейская какая-то установка, я (человек европейского индивидуализма) её чувствую чуждой себе, по крайней мере сейчас. То есть мне видится так, что если пойдёт речь об утрате или неважности внутренней свободы, которая. в свою очередь, видится мне ядром личности, - не будет и меня, а я сию минуту не чувствую потребности в практике самоисчезновения.

Reply


Leave a comment

Up