Антропос и его антропоморфизм

Jul 23, 2012 02:00

Почему-то воспринять мир как пронизанный единой логикой, а формы его - как слова, предложения, абзацы некоторого цельного, связного и очень адресованного высказывания* чувствуется очень естественным - то есть слишком напрашивается само, слишком кажется лёгким [трудности начинаются на следующем шаге: когда ставишь себе задачу понять, что ( Read more... )

антропос и антропоморфизм, латентная религиозность, языки бытия, anthropologia personalis

Leave a comment

Comments 63

(The comment has been removed)

yettergjart July 22 2012, 22:24:19 UTC
Кто его знает, для чего он создан! Это достоверно известно, боюсь, только самому Создателю.

Reply

irinatag July 23 2012, 09:20:59 UTC

Это достоверно известно, боюсь, только самому Создателю.
... и еще В. Бибихину (Очень люблю перечитывать его "Язык философии").

Reply

kalyuzhniy July 23 2012, 14:33:51 UTC
Любить иных - тяжелый крест.
К науке о языке Бибихин не имеет отношения.
Что такое философия, я не знаю.

Reply


n_e_m_a July 22 2012, 22:09:37 UTC
в результате сама форма текста и сообщения впечатана в него) априорной осмысленности видимого, остаётся неизменной.

Хорошо бы так))
мне например больше свойственно мыслить образами, а вот слова подбираются с трудом...

Reply

yettergjart July 22 2012, 22:23:11 UTC
Ну это просто дело практики. Когда всё время приходится что-то писать, даже независимо от того, хочется тебе этого сию минуту или нет, - слова более-менее приучаются подбираться, - топырятся, конечно, но в целом не очень.

Reply

n_e_m_a July 22 2012, 22:32:37 UTC
Возможно так и есть, когда "приходиться" сочинять (в смысле) что-то как бы отдельное - это легко!
А вот с мыслями, заметила так не получается - либо есть слово (чаще нет), либо чувство и они никак не сдружатся)

Reply

kalyuzhniy July 23 2012, 14:30:25 UTC
Что такое мысль вне своей формулировки?

Reply


irinatag July 23 2012, 09:19:17 UTC
Я думаю, что дело не только и даже не столько в том, что мы бессовестно и безответственно и, наконец, очень легкомысленно, антропологизируем мир и приписываем ему свою логику, сколько в исходной (и, быть может, верной) интуиции, что существует нечто общее, связывающее Бытие со всеми его элементами (мыслящими, чувствующими, ощущающими, растительными, животными, минеральными и т.д.). И задача наша не в том, чтобы "навязать" что-то "своё" миру, а в том, чтоб обнаружить эти связи всего со всем, соединить эти проводки (хоть пальцами, хоть зубами) и восстановить, в меру своих слабых сил, утраченное единство.
Даже неверующий циник Чехов понимал это: "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды, и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни...."

Reply

kalyuzhniy July 23 2012, 14:32:12 UTC
Люблю Чехова!

Reply

yettergjart July 23 2012, 15:38:25 UTC
Мне недостаёт уверенности в том, что предположение связей всего со всем и т.п. - нечто большее, чем проекция нашего собственного устройства; что некогда (когда? в традиционных обществах?) было исходное единство онтологического порядка, которое впоследствии в результате чего бы то ни было оказалось утраченным.

Цитированный же текст Чехов писал, насколько помню, не от себя - это не его прямое высказывание, да и о единстве там, помнится, ничего особенно внятного нет, - только то, что все они, "свершив печальный круг, угасли". Сомнительно, что это онтологическое суждение.

Reply

irinatag July 23 2012, 18:33:11 UTC
У Чехова там как раз очень внятно и онтологично дальше:
"Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа - это я... я... Но мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь..."
Мне же как раз кажется, что наша (моя) интуиция всеединства это не проекция "своего" на мир, а, напротив, интуиция некоего изначально присущего миру единства. Есть существа, более близкие к такому пониманию (переживанию) единства, а есть более далекие от него.
То, что "всё во всём" у меня не вызывает никаких сомнений, никаких колебаний.

Reply


yettergjart July 26 2012, 15:06:07 UTC
Спасибо, почитаю, - Саша Марков плохого не напишет.

Reply


Leave a comment

Up