В действительности эрзянского певца Бакича Видяя зовут Виктором Чичайкиным, однако для раскрытия всей широты своей эрзянской души он вынужден был взять псевдоним. Музыкальное творчество Бакича - это современные поп-песни с использованием национальных эрзянских инструментов, продуманное соединение фолка с попом.
Когда именно артист воскликнул «Пора начинать трудовую буржуазную жизнь в Саранске!», не помнят даже местные старожилы, но как музыкант он стартовал в 14 лет, в группе «Альтаир». В прошлом году у музыканта вышел альбом «ШтатоL», состоящий из 110 песен.
Самые известные на сегодняшний день композиции Бакича, его убойные козыри - это «Сезяка», «Алужт» и, по зрелому размышлению, «Пек вадрясто». Впрочем, по мнению мордовских медиа большей популярностью пользуются «Тейтерькат, тейтерькат, весе вадринькат, бойкат» и «Тон туить лия масторов». Спорить тут - себе дороже.
Василий Родионов
Эрзяно-мокшанская музыка - это группа «Вий», Василий Родионов, Анна Панишева, Ежевика Спиркина. Про Василия Родионова, художественного руководителя фольклорно-этнографической группы «Васельга», разговор отдельный. Он не только человек-функция, администратор и рулевой, но и сам поет песни на родном языке. Одна из них уже долгое время циркулирует в рунете с припиской «это мегажесть, приколитесь!».
Речь идет о песне «Мокшень Стирхне» (она же «Эх, мордовочка!»), посвященной мордовским девчонкам. Достойную конкуренцию ей может составить в лучшем случае эрзянский регги «Тон ванат» от Анны Панишевой, но если закрыть глаза на существование этой диковинки, то Родионов остается практически один такой.
Умарина
Национальный фолк-ансамбль «Умарина» («Яблоня») - пожалуй, главные популяризаторы мордовского искусства. И работают они на этом поприще аж с 1940 года.
Поют на мокшанском, эрзянском и русском языках, рассказывая в своих песнях и хореографических номерах о родном Мордовском крае, об обрядах, обычаях и праздниках своего отечества.
Писатель и фольклорист Денис Осокин в одном из своих рассказов вспоминает о том, как когда-то давно называл красивую девочку умариной и пересказывал ей сюжет о мордовской яблоне посреди поля, на котором расселись боги, чтобы непрерывно делить счастье живущим вокруг этой яблони людям. Подобным образом, видимо, старается делить счастье и ансамбль, названный на эрзя-мордовском языке яблоней.