Начало тут:
Выбор профессии - дело плёвое "Панночка" - кадр спектакля пермского театра "У моста"
Воображение у меня было с детства богатым: кое-кто так и говорил: "Много о себе воображаешь". Родители ласково гладили по голове: "Она у нас фантазёрка". Но я была не согласна ни с теми, ни с другими. Вот еще! Я же своими глазами видела то, о чем рассказывала. Ничего я не выдумывала: оно само! И не моя вина, что другие этого увидеть не могли.
Вот, к примеру, тот же Банник. Вы его когда-нибудь видели? Некоторые, может, даже и не знают, кто это такой? Ну это домовой, только живет он в бане - потому кликуха у него такая.
Мне о нем бабушка рассказала, когда мне лет пять было. Я не очень поверила, потому, что бабуля была старенькая, а папа - коммунист - и он сказал, что это всё враки - суеверия по-научному: люди выдумывают всяких домовых и прочих лешаков от страха и глупости. Сам отец ни в какую мистическую чушь не верил, а так как я любила сказки, иногда покупал мне и страшные. Кто-нибудь помнит такую татарскую сказку - "Шурале"? Ой, как она мне нравилась в пятилетнем возрасте! Очень страшной казалась. Но при этом отец всегда пояснял, что это выдумки писателя.
И всё же темноты я долго боялась. Но не домовых, банников, шурале и прочей нечисти: в них не верила. Особенно, когда подросла. А боялась своего воображения: оно у меня от своих щедрот такое порой выдавало, что именно его больше всяких домовых и боялась. Я росла, и воображение не отставало - тоже подросло и возмужало - пакостило мне активно.
То куст в темноте вдруг оживет и превратится в какого-то монстра, то тени на потолке начнут жить самостоятельной жизнью - и я видела настоящее "кино", а действия разворачивались в образовавшемся зыбком тумане, в который превращался потолок.
А перед очередной болезнью, я всегда видела сон-предвестник. Маленький металлический шарик катился внутри моего тела и гладкая дорожка под ним вдруг начинала трескаться, разрушаться, как глыбы льда перед половодьем. На следующее утро обязательно что-то случалось: ангина ли нагрянет, сердечный приступ случится (да, я родилась больным ребенком), то еще какая напасть приключится. Этот сон никогда не обманывал.
Но, несмотря на это, я продолжала читать страшилки - например, Гоголя: Вий, Портрет и т.п. Почему меня так привлекало всё мистическое - не знаю, но любила пощекотать нервишки. Чем еще больше подстегивала свою и так зыбкую впечатлительность.
Вий
Вот про "Портрет" Гоголя и расскажу.
Прочитав вечером этот рассказ, я уснула. Во сне ничего страшного не увидела, слава богу - и порадовалась: к тому времени мне и одного кошмара хватало. После Вия частенько стала видеть во сне ту старую ведьму, в которую превращалась Панночка. Она гонялась за мной в темной комнате, а я никак не могла включить свет: то выключатель не работал, то свечи гасли, то спички ломались, а мама на зов не откликалась - словом, обычный ночной кошмар. И мой болтливый язык - мой заклятый друг - всё выболтал родителям. После этого мне стали запрещать читать "всякую дрянь" на ночь.
Но все дети знают, что делать в таких случаях: есть же фонарик - можно читать под одеялом.
Словом, на следующее утро проснулась свеженькая, бодренькая, никаких кошмаров не повидавшая. Лежу, любуюсь на фотографию артиста, висевшую на стене напротив кровати.
Что-то с памятью моей стало - все что было не со мной - помню, а вот чей портрет там висел - забыла.
Мама, как всегда, встала рано - затопила печь, и старалась "тихонько" греметь кастрюлями на кухне. И надо бы и мне встать, "пробежаться по росе" до заветного маленького домика во дворе, да лень. И холодно к тому же: дом к утру выстывал, а печь еще не нагрелась как следует.
Смотрю на артиста, смотрю и вдруг заметила, с ним что-то не так. Вроде как он сегодня немного улыбается. Обычно-то суровый такой, взгляд пронзительный, а тут уголок рта немного приподнят - словно с усмешкой смотрит. Но я уже в восьмом классе училась - взрослый человек - какие могут быть страхи.. Хотя, про "Портрет" Гоголя вспомнила, конечно. Но отмахнулась от этой мысли, мол, ерунда: просто раньше не замечала, что губы у артиста немного кривоваты.
Потянулась на кровати, но все же на фотку глаз скосила. И блин, ну еще же шире стал улыбаться - ей богу! Пригляделась - точно, теперь уже рот вовсю растянулся. Я похолодела, одеяло на себя натянула с головой, как в детстве.
У меня есть рассказы
Темная комната и
Гроб - про детские страхи - там я тоже под одеялом пыталась спрятаться.
Минут через пять выглянула - в надежде, что наваждение схлынуло. А с портрета на меня смотрит ухмыляющийся во весь рот дядька, и улыбка такая, что аж зубы видны. Тут я не выдержала и как заору: Мамаааа!!!
И проснулась.
Встала, сорвала ненавистный портрет, скомкала и пошагала, чеканя шаг, прокладывая ему путь в светлое будущее - в топку его! Огонь в печи радостно вспыхнул, принимая бумажные мощи артиста - прощай мой страх. Вот ведь незавидная судьба у известных людей: то сожгут, то усы подрисуют, то фразу неприличную подпишут. Одно радует: бумага слишком жесткая, а то бы и того...зад подтирали чьим-то изображением.
Но пользу из своего кошмара я всё же извлекла.
В тот же день начала рисовать серию картин под общим названием "Сказы Бажова"
Это задание мне поручила школа. Весной нужно было принять участие сначала в местном, потом в районом, а затем и областном конкурсе рисунка. Предупредили заранее, еще в начале учебного года. Но что-то не клеилось у меня с иллюстрациями - вдохновения видимо не хватало.
РУСАЛКА
А кошмарный сон подстегнул воображение в нужном направлении.
И я неожиданно нарисовала...русалку. Вроде бы совсем не тот персонаж - не по теме. Но именно она каждый раз будоражила моё сказочное настроение перед тем, как взять в руки кисть и краски.
Я вложила в этот "портрет" весь свой мистический страх. И картина получилась настолько же страшной, насколько была красивой русалка. Помните Некрасовское " Тятя! тятя! наши сети притащили мертвеца"?
Так вот, русалка подплыла к берегу, но вдруг замерла в черной ночной воде. Сверху над ней нависали ветви ивы. Она отвела их рукой, напряженно наклонилась, вытянув шею, и всматривалась во что-то, лежащее на мелководье. Лунного света не хватало, но человеческий силуэт угадывался на дне, хоть и не явно. Длинные волосы прикрывали красивое тело русалки, но главное - её глаза. Они были наполнены таким ужасом, что я сама её боялась.
Рисовала с натуры. Долгими зимними вечерами. В темной, жарко натопленной комнате горели свечи, а я всматривалась в своё лицо и тело, отраженные в большом зеркале. Лунный свет проникал в небольшие окна деревенского дома. А темнота и недавно пережитый ночной кошмар создавали нужное настроение. Волосы у меня были длинными и волнистыми. Я запоминала все тени и блики на распущенных волосах и лице. Потом включала свет и быстро переносила увиденное. По сути это был автопортрет, но только сделала себя очень красивой. Работала долго. Но зато когда русалка была окончена, я поставила её вечером в угол комнаты и обомлела: она навевала жуть.
Показала маме. Та ойкнула и сказала, что показывать ЭТО никому нельзя. Во-первых, "она же голая!", а во-вторых, похожа на меня, а в-третьих, "там же утопленник"! В общем, я положила картину на шкаф. Она была довольно-таки большой - с ватманский лист. (Лист формата А1 - размер 594 на 841 мм) Иногда я залезала на стул и смотрела на русалку. Она по-прежнему с ужасом вглядывалась...в потолок.
Родители меня не беспокоили, и я работала над серией больших картин несколько месяцев.
А еще я придумала, как буду подавать свои работы. Там нужно было устроить презентацию своих произведений.
В отличие от тех, кто развешивал картины на стенах, я попросила деда сделать мне такие рамки, которые можно было поставить на сцене. А себе сшила костюм Хозяйки Медной горы. Выучила наизусть отрывки из сказа "Каменный цветок", чтобы рассказывать их, а картины решила использовать как иллюстрации к рассказу.
Так и вышло. На конкурсе я переходила от одной картины к другой, и под тихую музыку рассказывала о невеселой жизни Данилы-мастера.
И вот когда получила рукоплескания и диплом местечкового значения, сообразила, что это мой шанс. Ох, не зря я тему сказов Бажова выбрала! Ведь художественный факультет Н-Тагильской пед.академии находился как раз в тех местах, о которых сложил свои сказы писатель. Демидовский завод, малахитовые изделия, Медная гора - всё там, куда я собралась ехать учиться.
( Кстати, и до сих пор жизнь меня крутит вокруг сказов Бажова -
Сказы Бажова. Деревянная скульптура)
Таким образом в моей копилке к вступительным экзаменам начали появляться важные документы, подтверждающие, что я не хухры-мухры, а хрю-хрю) За два года я собрала все дипломы, которые смогла. Надеялась выложить эти козыри в случае недостатка баллов на экзаменах. Кто знает, может быть, пригодятся...
Как в воду смотрела! Как та русалка...
Продолжение
Экзамен на умение жить