Выбор профессии - дело плёвое. Часть 2 - мистическая

Oct 11, 2018 14:07

Начало тут: Выбор профессии - дело плёвое

"Панночка" - кадр спектакля пермского театра "У моста"


Воображение у меня было с детства богатым: кое-кто так и  говорил: "Много о себе воображаешь".  Родители ласково гладили по голове: "Она у нас фантазёрка". Но я была не согласна ни с теми, ни с другими. Вот еще! Я же своими глазами видела то, о чем рассказывала. Ничего я не выдумывала: оно само! И не моя вина, что другие этого увидеть не могли.


Вот, к примеру, тот же Банник. Вы его когда-нибудь видели? Некоторые, может, даже и не знают, кто это такой? Ну это домовой, только живет он в бане - потому кликуха у него такая.

Мне о нем бабушка рассказала, когда мне лет пять было. Я не очень поверила, потому, что бабуля была старенькая, а папа - коммунист - и он сказал, что это всё враки - суеверия по-научному:  люди выдумывают всяких домовых и прочих лешаков от страха и глупости. Сам отец ни в какую мистическую чушь не верил, а так как я любила  сказки, иногда покупал мне  и  страшные. Кто-нибудь помнит такую татарскую сказку - "Шурале"? Ой, как она мне нравилась в пятилетнем возрасте! Очень страшной казалась. Но при этом отец всегда пояснял, что это выдумки писателя.

И всё же темноты я долго боялась. Но не домовых,  банников, шурале и прочей нечисти: в них  не верила. Особенно, когда подросла. А боялась  своего  воображения: оно у меня от своих  щедрот такое порой выдавало, что именно его  больше всяких домовых и боялась.  Я росла, и воображение не отставало - тоже подросло и возмужало  - пакостило мне активно.

То куст в темноте вдруг оживет и превратится в какого-то монстра, то тени на потолке начнут жить самостоятельной жизнью - и я видела настоящее "кино", а действия разворачивались в образовавшемся зыбком тумане, в который превращался потолок.
А перед очередной болезнью, я всегда видела сон-предвестник. Маленький металлический шарик катился внутри моего тела и гладкая дорожка под ним вдруг начинала трескаться, разрушаться, как глыбы льда перед половодьем. На следующее утро обязательно что-то случалось: ангина ли нагрянет, сердечный приступ случится (да, я родилась больным ребенком), то еще какая напасть приключится. Этот сон никогда не обманывал.

Но, несмотря на это, я продолжала  читать страшилки  -  например, Гоголя: Вий, Портрет и т.п. Почему меня так привлекало всё мистическое - не знаю, но  любила пощекотать нервишки. Чем еще больше подстегивала свою и так зыбкую впечатлительность.

Вий



Вот про "Портрет" Гоголя  и расскажу.
Прочитав вечером этот рассказ, я уснула. Во сне ничего страшного не увидела, слава богу - и  порадовалась:  к тому времени мне и одного кошмара хватало. После Вия частенько стала видеть во сне ту старую ведьму, в которую превращалась Панночка. Она гонялась за мной в темной комнате, а я никак не могла включить свет: то выключатель не работал, то свечи гасли, то спички ломались, а мама на зов не откликалась - словом, обычный ночной кошмар.  И мой болтливый язык - мой заклятый друг - всё выболтал родителям. После этого мне стали запрещать читать "всякую дрянь" на ночь.

Но все дети знают, что делать в таких случаях: есть же фонарик - можно читать под одеялом.
Словом, на следующее утро проснулась свеженькая, бодренькая, никаких кошмаров не повидавшая. Лежу, любуюсь на фотографию артиста, висевшую на стене напротив кровати.
Что-то с памятью моей стало - все что было не со мной - помню, а вот чей портрет там висел - забыла.

Мама, как всегда, встала рано - затопила печь, и старалась "тихонько" греметь кастрюлями на кухне. И надо бы и мне встать, "пробежаться по росе" до заветного маленького домика во дворе, да лень. И холодно к тому же: дом к утру выстывал, а печь еще не нагрелась как следует.
Смотрю на артиста, смотрю и вдруг заметила,  с ним что-то не так. Вроде как он сегодня немного улыбается. Обычно-то суровый такой, взгляд пронзительный, а тут уголок рта немного приподнят - словно с усмешкой смотрит. Но я уже в восьмом  классе училась - взрослый человек  - какие могут быть страхи.. Хотя, про "Портрет" Гоголя вспомнила, конечно. Но отмахнулась от этой мысли, мол, ерунда: просто раньше не замечала, что  губы у артиста  немного кривоваты.

Потянулась на кровати, но  все же  на фотку глаз скосила. И блин, ну еще же шире стал улыбаться - ей богу! Пригляделась - точно, теперь уже рот вовсю растянулся. Я похолодела, одеяло на себя натянула с головой, как в детстве.

У меня есть рассказы  Темная комната и  Гроб - про детские страхи - там я тоже под одеялом пыталась спрятаться.

Минут через пять выглянула - в надежде, что наваждение схлынуло. А с портрета на меня смотрит ухмыляющийся во весь рот дядька, и улыбка такая, что аж зубы  видны. Тут я не выдержала и как заору: Мамаааа!!!

И проснулась.

Встала, сорвала  ненавистный  портрет, скомкала и пошагала, чеканя шаг, прокладывая ему путь в светлое будущее - в топку его! Огонь в печи радостно вспыхнул, принимая бумажные мощи артиста - прощай мой страх. Вот ведь незавидная судьба у известных людей: то сожгут, то  усы подрисуют, то фразу неприличную подпишут. Одно радует: бумага слишком жесткая, а то бы  и того...зад  подтирали чьим-то изображением.

Но пользу из своего кошмара я всё же извлекла.

В тот же день  начала рисовать серию картин под общим названием "Сказы Бажова"

Это задание мне поручила школа. Весной нужно  было принять участие сначала в местном, потом в районом, а затем и  областном конкурсе рисунка. Предупредили заранее, еще в начале учебного года. Но что-то не клеилось у меня с иллюстрациями - вдохновения видимо не хватало.

РУСАЛКА

А кошмарный сон подстегнул воображение в нужном направлении.
И я неожиданно нарисовала...русалку. Вроде бы совсем не тот персонаж - не по теме. Но именно она каждый раз будоражила моё сказочное настроение перед тем, как взять в руки кисть и краски.

Я вложила в этот "портрет" весь свой мистический страх. И картина  получилась настолько же страшной, насколько была красивой русалка. Помните Некрасовское " Тятя! тятя! наши сети притащили мертвеца"?
Так вот, русалка подплыла к берегу, но вдруг замерла  в черной ночной воде. Сверху над ней нависали ветви ивы.  Она отвела их рукой, напряженно наклонилась, вытянув шею, и  всматривалась во что-то, лежащее на мелководье. Лунного света не хватало, но человеческий силуэт угадывался на дне, хоть и  не явно.   Длинные волосы прикрывали красивое тело русалки, но главное - её глаза. Они были наполнены таким ужасом, что я сама её боялась.

Рисовала с натуры. Долгими зимними вечерами. В темной, жарко натопленной комнате горели свечи, а я всматривалась в своё лицо и тело, отраженные в большом зеркале. Лунный свет проникал в небольшие окна деревенского дома. А темнота и недавно пережитый ночной кошмар создавали нужное настроение.  Волосы у меня были длинными и волнистыми. Я запоминала  все тени и блики на распущенных волосах и лице. Потом включала свет и быстро переносила увиденное. По сути это был  автопортрет, но только сделала себя очень красивой.  Работала долго. Но зато когда русалка была окончена, я поставила её вечером в угол комнаты и обомлела: она навевала жуть.
Показала маме. Та ойкнула и сказала, что показывать ЭТО никому нельзя. Во-первых, "она же голая!", а во-вторых, похожа на меня, а в-третьих, "там же утопленник"!  В общем, я положила  картину  на шкаф. Она была довольно-таки большой - с ватманский лист. (Лист формата А1 - размер 594 на 841 мм) Иногда я залезала на стул и смотрела на русалку. Она по-прежнему с ужасом вглядывалась...в потолок.

Родители меня не беспокоили, и я работала над серией больших картин несколько месяцев.

А еще я придумала, как буду подавать свои работы. Там нужно было устроить презентацию своих  произведений.
В отличие от тех, кто развешивал  картины на стенах, я  попросила деда сделать мне такие рамки, которые можно было поставить на сцене.  А себе сшила костюм Хозяйки Медной горы. Выучила наизусть отрывки из сказа "Каменный цветок", чтобы рассказывать их, а картины решила использовать как иллюстрации к рассказу.

Так и вышло. На конкурсе я  переходила от одной картины к другой, и под тихую музыку рассказывала о невеселой жизни Данилы-мастера.

И вот когда получила рукоплескания и диплом местечкового значения,  сообразила, что это мой шанс. Ох, не зря я тему сказов Бажова выбрала! Ведь художественный факультет Н-Тагильской пед.академии находился как раз в тех местах, о которых сложил свои сказы писатель. Демидовский завод, малахитовые изделия, Медная гора - всё там, куда я собралась ехать учиться.

( Кстати, и  до сих пор жизнь меня крутит вокруг сказов Бажова - Сказы Бажова. Деревянная скульптура)

Таким образом в моей копилке к вступительным экзаменам  начали появляться важные документы, подтверждающие, что я не хухры-мухры, а хрю-хрю) За два года я собрала все дипломы, которые смогла. Надеялась выложить эти козыри в случае недостатка баллов на экзаменах. Кто знает, может быть, пригодятся...

Как в воду смотрела! Как та русалка...



Продолжение Экзамен на умение жить

школа, юность, воспоминания, детство

Previous post Next post
Up