Бывает, что второгодники заканчивают школу лет в девятнадцать, а я там задержалась до сорока. Сначала была ученицей, потом - преподавателем, затем - зам.директора. В сорок решила - баста. Пора что-то менять в жизни. Ну сколько можно сидеть в классе!
Когда меня спрашивают, почему я пошла в образование, честно отвечаю - по наивности. Я не знала, какая это сложная профессия. А еще лень-матушка поспособствовала.
Ведь когда смотришь на учителя с ученической парты, кажется, ну какая же это лафа! Сидишь себе на стульчике, или важно прохаживаешься с указкой между партами. И вообще, все тебя слушаются и слушают, а ты знай себе что-нибудь рассказывай.
Рассказывать я любила, да: вообще болтушка.
А еще я любила рисовать. Потому когда вопрос стал ребром: какую учительскую специальность выбрать - ответ пришел молниеносно - хочу преподавать рисование. Мне казалось, что это самое интересное и простое. Ну сами понимаете: тетради проверять не надо, домашнего задания нет, никаких экзаменов. Это тебе не училка математики, у которой всякие контрольные и двоечники, с которыми надо дополнительно заниматься. Правда я еще литературу любила, но там же надо и русский язык преподавать. А это снова проверка тетрадей, двоечники, экзамены. Насмотрелась я на свою старшую сестру - учителя русского и литературы - ну уж нет.
А учителем рисования у нас в школе в те годы работал зять - муж этой самой сестры. Ну давние читатели моего блога знакомы с ним по прошлым воспоминаниям. Ну вы же знаете Феликса? Того самого, который подполковник УВД. Вот следователем работать - это у него здорово получилось. А рисовать, честно говоря, он вообще не умел. Как его взяли на художественно-графический факультет - ума не приложу. Вернее, потом-то я узнала, что в том ВУЗе работала его тётка - так что по протекции протёк. Тоже думал, наверное, что рисование преподавать - это самое простое:-)
А потому обучал он своеобразно. Ученики на уроке занимались черте чем, но у Феликса особо не забалуешь: он - за ухо - и вон из класса. Ну будущий полковник же сразу чувствуется - командир однако.
Но я - это же совсем другое дело! Я с пяти лет кукол своих обучала. Посажу их "за парты" - и как давай учить уму-разуму! В общем, ничего сложного.
И рисовать умею с младенчества. Впрочем, у моего таланта были не только поклонники. Как сейчас помню. Пришла после детсада в мамину контору (она рядом с садиком) и решила всех маминых бухгалтеров поразить до глубины души своим шедевром.
Эту корову я рисовала высунув язык, и такая она замечательная получилась: ну как живая, ей богу.
Пошла я со своей бурёнкой по рядам скучающих за цифрами тёток - лайки собирать.
Но что-то пошло не так. Все почему-то начали смеяться. Кто же знал, что вымя у коровы - между задних ног, а не между передних. Ну да, в деревне вроде родилась и росла. НО художник на такие мелочи вообще внимания не должен обращать: может, я "так вижу"!
С тех пор я анималистический жанр не очень люблю. А в остальном...За долгие годы в школе, просиживая штаны к кресле редактора школьной стенгазеты, я поднаторела ого-го как!
Словом, дело было за малым. Надо было подготовиться к вступительным экзаменам. И начала я подготовку аж с восьмого класса. За два года до выпуска. Потому что Феликс меня сразу предупредил: блата нет, т.к. тетка уже на пенсии.
А конкурс на этот факультет был запредельный - 50 человек на место. А я же из деревни. Никаких художественных школ не заканчивала. А туда после художественных училищ мужики бородатые поступали. Это сейчас в эту пед.академию можно легко поступить, а тогда всё было гораздо гораздее.
Сдавать надо было пять экзаменов. Написать сочинение - это самое простое: сестра-то на что! Я надеялась: уж как-нибудь научит за два года писать без ошибок. А уж наболтать что-нибудь по теме - это я и сама умела хорошо - за содержание всегда пятёрки были.
На этом самое легкое заканчивалось. А дальше начиналось самое сложное.
Во-первых, математика и физика. Вот скажите на милость, на кой черт художнику знать математику и физику? Я и не знала. Вернее, задачи и примеры я всегда решала с помощью интуиции. Успешно иногда, между прочим:-)
Еще там фигурировало черчение, а в наших пенатах этот предмет преподавал трудовик, который раньше был трактористом. Словом, о том, что аксонометрическое проецирование состоит в том, что данная фигура вместе с осями прямоугольных координат, к которым эта система точек отнесена в пространстве, параллельно проецируется на некоторую плоскость - это он сам не знал.
Ну и собственно основной предмет. Рисунок. Слава богу, тогда еще не было живописи среди экзаменов. Её уже ввели после того, как на наш факультет поступил дальтоник (!).
Но мне и экзамена рисунка хватило для того, чтобы озадачиться.
Но тут мне на помощь пришел находчивый Феликс.
Он сгонял в свой город, где-то достал и привез к нам в деревню гипсовые головы и розетки - те самые, которые рисовали абитуриенты на вступительных экзаменах.
Головы были тяжеленные: одна - Сократа, другая - Гаттамелаты.
Феликс быстренько показал, как нужно делать построение рисунка по всем правилам изобразительного искусства. Ну примерно так, как Остап Бендер рисовал своего "сеятеля".
Я прониклась. И поняла, что рисовать на экзамене мне придется тоже с помощью интуиции.
А потому смекнула своим практичным деревенским умом, что неплохо было бы заручиться чем-то еще, кроме природного таланта.
Ну чем все это обернулось, я позже напишу. А пока мне нужно в честь праздничка кучу дел дома переделать, но продолжение следует. А посему не прощаюсь, и поздравляю всех преподавателей с Днем учителя. Желаю здоровья. Остальное приложится.
Продолжение:
Выбор профессии - дело плёвое. Часть 2 - мистическая