Если бы в 17 лет я знала, что от выбора профессии до пенсии - один шаг, я бы поступила совсем в другой ВУЗ. Но увы, в юности многим кажется, что впереди очень длинная жизнь, и всё можно в любой момент исправить. Даже в 40 лет некоторые пребывают в благостном неведении: думают, что у них всё впереди.
А уже в 50, как снег на голову (в России зима всегда приходит внезапно) обрушивается осознание, что "поздняк метаться". Мотивация изчезла, здоровье пошло вразнос, старость наступает на пятки...Еще совсем недавно кое-кто ждал спасительной пенсии: вот выйду на заслуженный отдых - хоть отдохну от этой долбаной нелюбимой работы. Но в современных реалиях уже и этой надежды не осталось, да и пенсии как таковой тоже. Вернее, с работы-то тебя выпнут в два счета, но нельзя же всерьез считать пенсией те копейки, которые заработали наши рядовые граждане за 30 лет работы на государство. А отдыхать от работы без денег и с угробленным здоровьем - это сомнительное удовольствие.
После 30 лет мне пришлось решать задачи по смене профессии. И об этом я напишу позже.
Но в тот далекий (для меня совершенно близкий) 1979 год, как поёт черепаха Тортилла, я была как Буратино: очень молода, а взгляд был беспечным и наивным. В СССР тех времен каждый выпускник школы и ВУЗа знал, что работой его обеспечит государство, а пенсия будет равняться половинной сумме от последней зарплаты. Например, мой отец перед пенсией зарабатывал 240 рублей в месяц - и получил пенсию в 120 рубликов. Это очень даже были хорошие деньги!
Словом, о таких мелочах, как пенсия, я вообще не задумывалась. Во-первых, до нее еще как до Луны. 35-летние казались мне старыми - до их возраста еще жить и жить, 50-летние пожилые тётки - это другой и устаревший мир, да и вообще "уж я такой старой и толстой никогда не стану", а 80-летние старушки - это и вовсе нечто из царских времен. И вот последние как раз и внушали иллюзию, что жизнь очень и очень длинная.
То, что до 80-летнего, 50-летнего, и даже 35-летнего возраста не все люди доживают, это я в принципе знала, но казалось, что меня этот факт никак не касается. Ведь вот же они! Живое доказательство наличия 50-летних, 80-летних - ходят же повсюду - значит, и я доживу. Вернее, я еще дольше жить буду, т.к. оба моих прадеда жили дольше 100 лет. А наследственность и гены пальцем не раздавишь!
И потому самым главным в жизни было - выбрать какую-то профессию (желательно любимую), поступить, получить диплом, а попутно - выйти замуж за любимого человека, получить квартиру, родить детей. Словом, чтобы всё как у людей. (То, что у большинства людей всё как раз не так - тоже как-то не четко осознавалось)
В общем, первоочередной задачей было поступление в институт. Хотя главное-то - остаться жить и работать в городе. Так как сельский человек без постоянной прописки в городе оставаться после учебы не имел возможности. После окончания ВУЗа ему давали направление на работу, но, как правило, тоже в деревню.
Но ведь девушки имели преимущество! Они могли выйти замуж (за время учебы) за городского парня и прописаться в его квартире.
Собственно говоря, я почти не сомневалась, что уж за этим дело не станет. Пять лет учебы это такой длинный срок, что выскочить замуж - не проблема.
Стало быть, главное - сдать экзамены и поступить в учебное заведение. А к этому событию я готовилась аж с 8 класса - кто читал, уже в курсе:1.
Выбор профессии - дело плёвое2.
Выбор профессии - дело плёвое. Часть 2 - мистическая И вот свершилось! Я зачем-то решила стать учителем. Это одна из самых непростых, непрестижных и малооплачиваемых профессий в России. Но тогда я этого еще не знала.
ЭКЗАМЕНЫ
Для поступления на художественно-графический факультет предстояло сдать пять экзаменов: математику, физику, черчение, рисунок, сочинение.
С точными науками я была не в ладах.
Математики боялась больше всего.
С цифрами у меня всегда были напряженные отношения. В школе выручала хорошая память: на какое-то время могла запомнить даже то, что не совсем понимала. Например, некоторые алгоритмы. Потому в аттестате у меня троек не было. Только 5-ки и 4-ки. А школьные выпускные экзамены вообще на одни пятёрки сдала. Но это потому, что за последние два года я готовилась - попросту взяла все учебники по математике и физике, прочитала и заучила "как стихотворение")
То есть мне казалось, что я всё понимаю, раз освежила в памяти эти знания. Но еще я по опыту знала, что от волнения у меня могут все эти картонные знания вылететь из головы в мгновение ока - напрочь.
Вернее, физику я всё же знала, да и в некотором смысле даже любила. И какой бы билет мне ни выпал на экзамене, хоть что-то, но могла бы наболтать - пусть и на 4-ку. А надо уточнить, что проходной балл был очень высоким. Конкурс - 50 человек на место. И мне никак нельзя было получать низкие баллы.
Но математика!
Потому я дрожала у входной двери как овечий хвост. Запускали группы по несколько человек. Рядом со мной в коридоре сидел красивый парень и удивлял своим спартанским спокойствием. Этого стройного блондина с красивым лицом я заметила сразу.
Он вел себя очень скромно, был неразговорчив, а это для меня как лакмусовоя бумажка - тест на совместимость. Вернее, мне-то нравились более бойкие, а вот я почему-то именно таким тихим и спокойным всегда была по душе. И он действительно поглядывал на меня с интересом, но молчал. Смотрел как-то печально своими огромными карими глазами.
И тут мне пришло в голову: он ведь может мне помочь на экзамене, если я начну "плавать"! И я улыбнулась ему. Ну девочки меня поймут: это же как как включить зеленый свет - "дорога открыта - можешь знакомиться". Чем он сразу и воспользовался - начал задавать какие-то вопросы.
Я честно призналась, что боюсь экзамена, как огня - у меня зуб на зуб не попадает. Рисовать я люблю, но вот в математике не бельмес. И зачем художникам знать математику - ума не приложу...
Парень сразу оживился и тут же предложил свою помощь. Выяснилось, что в этом предмете он - как рыба в воде.
Мы быстренько договорились о системе оповещения - SOS, если выяснится, что билет мне попался сложный. И каким образом мы обменяемся записками, чтобы он мог решить за меня всё, что потребуется. Главное - сесть рядом.
Мне стало поспокойнее, и я расслабилась. Мы начали болтать о том, о сём - словом, началось обычное знакомство: кто, откуда, зачем.
Сесть рядом на экзамене нам удалось. Но расстояние между столами было все-таки большим - передать что-то друг другу сложно.
Я надеялась только на своё острое зрение и зрение своего спасителя. Но на чем писать? Ведь кроме экзаменационного листа на столе ничего не должно быть...
Как я и опасалась, билет мне достался такой, что без помощи точно бы не справилась. Проходя с билетом мимо Игоря, я сделала ему "страшные глаза" и он меня понял.
Честно говоря, я и сама уже не помню, что он там придумал, чтобы мне помочь. Но он как-то запросто взял мой листок и быстренько решил мне всё, а затем вернул решенное "на родину". Никто ничего не заметил.
Я была так ему благодарна! Он попросту спас меня. Хотя сам, наверное, вряд ли даже этот эпизод запомнил. Потому что на последнем экзамене - на сочинении - он провалился. Увы. Я ничем не могла ему помочь, чтобы отблагодарить доброго парня.
Думала, больше его никогда не увижу. Потому что после провала на экзаменах он ушел в армию. Но затем вернулся и всё же поступил на худграф. Но мы учились уже на разных курсах. И практически не общались.
Игорь - отличный художник. И уже 25 лет преподает в ВУЗе. Был одно время деканом факультета, насколько я знаю.
До сих пор красивый "блондин")
А вот как я сочинение писала - это была "песня"!)) Я то полагала, что уж тут меня не ожидает никаких трудностей и 5-ка мне обеспечена. Но человек предполагает, а закон подлости располагает. Как говорится, для самоуверенного человека всё, что идет не по его плану - закон подлости)))
Продолжение:
Экзамен на умение жить. Рисунок