Литовский вариант (часть І)

Mar 30, 2024 23:01

Третий пост из серии публикаций "Происхождение славянских наций".
Первый см.   Истоки Руси
Второй см.     Что произошло с Русской землёй?

Перейти до українськомовного варіанту посту
     Чьим государством было Великое княжество Литовское?

В то время как монголы захватили восточную и северную части бывшего Киевского государства, остальные территории, за исключением Галичины, в конце концов оказались в пределах Великого княжества Литовского. Этот процесс достиг своего апогея во времена правления великих князей Гедимина (1316-41) и Альгирдаса (1345-77).

Гедимин был едва ли не первым литовским правителем, который называл себя Rex Letvinorum et Ruthenorum, а своё государство - regnum Letuinorum et Ruthenorum. Его сын Альгирдас добавил к своему титулу руськое обозначение "великий князь". Руськая терминология стала важным элементом в титулах литовских князей и в названии их государства, чётко отражая местные условия. Литовское государство переняло важные элементы администрации и юриспруденции, а также литературный язык, который использовался в великокняжеской канцелярии.


После Кревской унии (1385 г.) великий князь литовский Ягайло был избран королём Польши (под именем Владислава ІІ), а во времена правления последнего Ягеллона, Сигизмунда Августа, была заключена Люблинская уния (1569) с созданием "Речи Посполитой двух народов". Одним из результатов унии стало перераспределение руських земель - часть современной Украины отошла к Королевству Польскому, тогда как современная Беларусь осталась в пределах Княжества.

Для историков Украины связь с ВКЛ находится на обочине интересов, чего нельзя сказать об историках России. Для последних этот интерес всегда был обусловлен необходимостью легитимизации разделов Польши, подавления польских восстаний ХІХ века и аннексии Литвы, Западной Беларуси и Западной Украины после пакта Молотова-Риббентропа 1939 года. Оспаривание статуса ВКЛ как законного "собирателя русских земель" в XIV-XVI вв. идёт уже почти два века и единственное, о чем можно говорить с уверенностью, так это то, что попытки изобрести "русских" в истории Великого княжества в сочетании с неспособностью учёных, пишущих на русском языке, терминологически отличить "русских" Великого княжества от современных русских будет и в дальнейшем препятствовать исследованиям политической и культурной истории этого региона.

Как показывают нарративы ХІІІ века идентичность правящих элит на землях современной Беларуси основывалась на сложном переплетении политической, религиозной, культурной и местной лояльности, взаимосвязь между которыми можно реконструировать на основе ряда дипломатических соглашений, в частности договора, заключённого в 1229 году смоленским князем Мстиславом Давидовичем с Ригой, Готландом и рядом немецких городов. В нем термины "Русь" и "русин" смешиваются со словами "Смоленск" и "смольнянин". Если термины, основанные на названии Смоленска, можно определить в этом контексте как политические или местные названия, то термины, основанные на названии "Русь", следует рассматривать как отражающие этнокультурную и религиозную, а не политическую идентичность.

Другую систему политических имён и этнонимов мы видим в договоре 1338 года между Гедимином и магистром Ливонского рыцарского ордена Эбергардом Мангеймским. Документ также был одобрен православным епископом Полоцка, литовскими князьями Полоцким и Витебским, а также элитами обоих городов. Тем не менее, их города и земли не были упомянуты в договоре, вместо этого они были представлены общим термином "Руська земля". Можно предположить, что в этом контексте термин "Руська земля" использовался не только как этнокультурное, но и как политическое обозначение части Литовского государства.

Тем не менее, при отсутствии внятного политического субъекта, который бы поддерживал концепцию Руськой земли, она неуклонно трансформировалась из текущего политического понятия в историческое. Упоминания о Руси в официальной титулатуре великого князя (а впоследствии короля) Польши Владислава-Ягайло касались его исторических прав на руськие земли Великого княжества и Королевства Польского (Галичину и Западное Подолье).

В то время, как политическая составляющая руськой идентичности теряла свои позиции вместе с упадком власти и статуса князей Рюриковичей, которые впервые принесли эту идентичность в регион в Х и ХІ веках, руськая идентичность в целом в первой половине XV в. получила неожиданный толчок от внезапной мобилизации её религиозной составляющей - резко усилился религиозный фактор, что было связано с Городельской унией (1413 г.).

Если авторы ПВЛ и Киевской летописей видели центр Руськой земли в Киеве, то авторы Галицко-Волынской летописи находили его в Галиче и Владимире, московские летописцы, авторы т.н. Куликовского цикла, представляли его вокруг Москвы, а смоленский автор, описывая войну между Сигизмундом и Свидригайло делал это в этнорелигиозных терминах как войну между Литвой и Русью, помещая центр Руськой земли в Смоленск, включая в её состав Полоцк и Витебск и непонятно, входил ли в неё Киев. Сложился не один образ Руськой земли, но множественность означала и фрагментарность. Единственной институцией, само наличие которой тормозило отдаление разных центров руського православия, была Руськая митрополия.

Раскол Руськой церкви

Официальный титул главы Руськой Церкви был "митрополит Руси", и это было редким исключением из византийской практики титулования епископов в честь столиц, где они находились. С политической фрагментацией Киевского государства во второй половине ХІІ века, руководители Церкви получили титул "Митрополит всея Руси". Хотя этот термин касался не территории, а людей, изменение титула означало, что власть митрополита распространялась на все земли Рюриковичей. Дальнейшие события привели к изменениям в церковной юрисдикции и титулах митрополитов. После отъезда митрополита в Суздальские земли в течение нескольких лет была основана Галицкая митрополия, которая официально стала называться митрополией Малой Руси, а около 1317 года великие князья литовские добились основания собственной митрополии.

Вопреки всеобщему мнению, название города Киева не было включено в титул митрополитов до середины XIV века. Определение "Киевский" впервые появляется в титуле митрополита в документах, составленных в Константинополе в 1354 году и, как считается, это отражало стремление патриархии предотвратить фрагментацию митрополии, поскольку местные князья могли разорвать церковные связи с Константинополем или войти в унию с Римом. Эта практика была негативно встречена в Москве и в конце концов определение "Киевский" в титуле московского митрополита было отвергнуто. И хотя борьба за единство продолжалась, в середине XV века разделение стало окончательным после отказа московских иерархов принять решение Флорентийской унии (1439). Оба главы частей некогда единой, а теперь разделённой Руськой митрополии не смогли отказаться от упоминания о "всей Руси" в своих титулах: литовский митрополит именовался "митрополитом Киевским и всея Руси", а его московский коллега - "митрополитом всея Руси". Таким образом оба претендовали на юрисдикцию над всей территорией уже несуществующей Руськой митрополии.

Продолжение см. https://y-kulyk.livejournal.com/283608.html.

Русь, Великое княжество Литовское

Previous post Next post
Up