Про рекламу как проводник бессистемности

Sep 18, 2017 16:40

В очередной раз подниму тему бессистемности; хотя это будет во многом повторение сказанного в прошлых частях цикла статей, но уже не впервые обнаруживаю, что у меня нет системной статьи о рекламе - старая статейка в общем-то скачет по верхам; надо бы углубить.

Как говорил в уже упомянутой первой статье нонешнего цикла про системность и бессистемность, наше Общество и экономику можно сравнить с межпланетной экспедицией - для успеха нужно учесть сразу все критические параметры, сколько бы там их не было. Нельзя собрать замечательные двигатели и силовую установку, но забыть посадочный модуль, защиту от радиации, систему регенерации воздуха - возможно, эта штука куда-то там и долетит, только результат будет разительно отличаться от того, ради чего всё и затевалось. Системное мышление это подразумевает по определению; но, увы, наше с вами Общество уже не первое десятилетие движется в сторону бес-системности, атомизируя не только себя на отдельных человечков, но и сознание этих самых человечков на какие-то паззлы, разрушая картину мира, которую с трудом составляют учёные и прочие ответственные лица. Я на эту тему писал как минимум тут и тут.

Возможно, слишком сложными словами описал проблему; попробую дальше выражаться попроще. К чему я упомянул про межпланетность - на ней максимально чётко видно, к чему приводит игнорирование хотя бы одного параметра деятельности. Обычная обывательская жизнь много проще, и поэтому она позволяет существовать в нашей жизни заведомо не-жизнеспособным конструкциям - из-за инерции мышления, мафиозной морали; но природу не обманешь, и игнорирование параметра (которое в случае межпланетности быстро, ярко и позорно завершит мероприятие), точно так же приведёт к разрушению некорректно функционирующих механизмов - только, возможно, агония будет долгая и мучительная.

К сути. Все мы привыкли к рекламе - это неотъемлемая часть современной экономики, минимум с 1991-го года ставшей глобальной; практически ни один товар в мире не продаётся без затрат на рекламу. Но если начинать разбирать понятие "реклама" со смысловой точки зрения, то окажется, что это - один из "забытых" или некорректных параметров, который и ведёт всю нашу экономику к долгой и мучительной агонии. Это - отравленная пища, которой питается экономика - немудрено, что ей от ваших ирисок плохо.

И тут речь не за обзывательства, вестимо. Реклама используется производителями для продажи своего товара, и она автоматически удорожает продукцию, что по сути невыгодно и производителям, и покупателям - например, продолжающийся уже 10-й год мировой кризис во многом вызван тем, что люди не могут покупать произведённое. Причиной этому, конечно, является ещё один "токсичный" параметр " экономики" - прибыль; но, тем не менее, если бы все товары стали бы доступнее, то кризису бы полегчало, и при разумном системном подходе "экономика" даже на время смогла бы выбраться из стагнации в рост. Но увы - рекламные расходы являются неотъемлемой частью "экономики".

В идеальной экономике реклама не нужна - производители производят, покупатели покупают. Реклама служит для того, чтобы покупали именно ваш товар - то есть по сути занимается анти-общественной деятельностью, перетягивает на себя общее одеяло; а также принуждает людей покупать то, что им не нужно, что также, как нетрудно догадатся, не является общественным благом. С точки зрения Общества и глобальной экономики в целом какая разница, какой товар вы купили - пепси или фанту, мерседес или запорожец; главное, что вы получили, что хотели. Но я недаром говорю, что для либерал-монетаризма понятия Общества не существует; он по определению мыслит интересами "эффективных собственников", то есть заботится о личной выгоде, отвергая любые другие ценности. Поэтому все вынуждены покупать рекламу - и производственники, вынужденные соревноваться друг с другом, и покупатели, вынужденные оплачивать чужой банкет.

Допустим, что интересов Общества не существует, и "невидимая рука рынка" сама по себе и есть интересы общества, на чём настаивают "либералы" - океюшки, давайте глянем, как там чего. Допустим, реклама - необходимое зло, и некая наценка на товар, позволяющая покупателю определиться, что ему нужно, и что конкретно. Это уже в определённой степени тоталитаризм, и оправдание информационного насилия; но допустим, что навязывать обывателю товар полезно для экономики, ведь без неё все перемрут. Реклама определённо помогает людям делать покупки, и даже покупать то, что им не нужно - с точки зрения монетаризма это хорошо; ну, допустим, что это и правда нормально.

Всё было бы на грани нормальности, если бы реклама действительно несла хоть какую-то общественно-полезную функцию - например, информировала потребителя о том и сём, и помогала бы ему ориентироваться в море информации. Но основная проблема рекламы - в том, что она не является информированием, а по сути она == полуправда, то есть, в общем-то, ложь.

В свете вышенаписанного всё довольно очевидно, но лишний раз поясню - реклама сознательно не говорит за недостатки рекламируемого товара; а когда и говорит, то выдаёт из за достоинства; но ведь это означает игнорирование параметров, которое, как показано выше, суть бессистемность и ведёт к общей неудаче. Обещал выражаться попроще, да вот, не сдержался. :) Если простыми словами, то реклама сознательно игнорирует недостатки товара, и тем самым ложно информирует потребителя о товаре - дескать, всё хорошо, прекрасная маркиза.

image Click to view



Реклама фактически является информационной диверсией, убеждая потребителя, что всё хорошо, хотя всем ясно, что не всё хорошо. В случае её "успеха" потребитель вынужден закрыть глаза на недостатки товара, а точнее, смириться с ними - причём обнаруживать их он должен самостоятельно. Тем самым реклама однозначно играет против потребителя - причём он за неё ещё и платит; рекламные расходы, разумеется, входят в стоимость любого товара. Пардон за мой французский, но тут мне вспоминается частушка от нашего друга, Ю.М.Михайлова:

Сорок восемь табуреток друг на друга стали,
И с такой вот высоты на меня наср*ли.

Это про отношение "экономики" к своей составной части, потребителям товара (а, стало быть, и рекламной продукции). Всегда, когда видите рекламные плакаты, ролики, листовки, понимайте - вас пытаются обмануть за ваши же деньги. Но это, повторюсь, ещё только половина беды - даже если представить за норму то жалкое состояние, в котором пребывает "грамотный потребитель", то ровно та же картина и в отношении производителей товара.

Ведь любое производство - потребитель товаров и услуг. И там действуют те же механизмы, что и в навязывании рядовому потребителю конечной продукции. Покупая руду, или гайки, или лопату, мы всегда сталкиваемся с рекламой, с ровной той же проблемой имени 48 табуреток - мы покупаем кота в мешке, ещё и приплачивая за мешок. Для крупных производителей эта проблема не так критична - там, как правило, долгие контракты и целые комиссии и конкурсы на поставку; но обратите внимание, что по телеку регулярно крутят рекламу Газпрома - значит, это кому-то нужно где-то там, наверху. Это, разумеется, нафиг никому не нужно из потребителей, вместо смысловых передач лицезреть одно и то же в сотый раз, ещё и приплачивая за просмотр производителю, ведь стоимость газа входит в цену, пожалуй, любого отечественного товара; и, тем не менее, зачем-то они делают это.

Возможно, производители бы и рады были бы не рекламировать, а информировать потребителя; да вот беда - разоришься. Сложившаяся "экономика" является по сути экономикой продаж, где важнее всего - не произвести, не удовлетворить потребности потребителя, а продать; где, разумеется, любая негативная информация о товаре приводит к падению продаж. Поэтому производители вынуждены врать потребителю, пичкая его неполной информацией, что, безусловно, бьёт и по ним тоже - как минимум через взаимосвязи в обществе и экономике; ведь любой производитель является и потребителем чего-то. Также из-за этой особенности "экономики" производители вынуждены производить не то, что нужно потребителю, и даже не то, чего хочется самим, а что лучше продаётся. Я хоть и человек "красных" взглядов, но не склонен демонизировать буржуёв, они тоже люди, со своими заморочками - и как минимум часть из них занимается делом не только ради бабла, но и ради этого самого дела. И буквально воочию вижу, что они принимают решения не потому, что так правильно, а потому, что это проще продать. Рекламная логика навязывает свой образ мышления, таким образом насилуя обе стороны, и потребителя и производителя.

Конечно, по производителю реклама бьёт слабже, чем по потребителю, но она вредит и ему, поэтому и постулирую - реклама является "токсичной" частью экономики, которая объективно мешает ей развиваться в рамках всего Общества. Да, конкретные пассажиры поднимаются благодаря рекламе, вот только Человечество смотрит на это с высоты всё тех же 48 табуреток. Если насилие над всем Обществом приводит к "успеху" лишь наиболее бойких единиц, то это - мафиозная мораль.

В заключение замечу, что реклама - не самая большая проблема экономики; по сути это - всего лишь производная от понятий " прибыль" и " частная собственность", и бороться с ней без борьбы с основными проблемам экономики практически бессмысленно. Но пытаюсь показать, в чём проблемы современного Общества, с системной точки зрения. Игнорируя хотя бы один параметр, мы уже мыслим не-системно, а таковых в современном экономиксе - вагон и маленькая тележка. Немудрено, что мы живём хуже и хуже день ото дня - что в РФ, что в США, что в Лесото. "Просто надо немного потерпеть", ага.

экономика, терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up