О рекламе

Mar 02, 2012 13:27

Для начала - начну издалека, как обычно.

Я много времени провожу в лесу. Живу на окраине Академа - хоть у нас и скученный райончик девятиэтажек, но зато куда не пойди оттуда - почти везде попадёшь на пустырь. Работаю на окраине "Верхней Зоны" - самого престижного райончика Академа - в том месте, где она, эта зона, переходит в непонятного статуса лес между "верхней" и "нижней" зонами. Сталбыть большую часть пути от дома до работки проделываю пешком по этому самому лесу:




Это не пасторальная картинка, я по этому месту каждый рабочий день хожу, только погода меняется.

Иногда бывает, что после работы иду на репетицию, тогда маршрут меняется, но всё равно иду по лесу:



Дорога в сторону "Юности", на репетицию.

К чему я тут хвастаюсь фотками леса различного качества, казалось бы? Дело в том, что значительную (подавляющую) часть жизни я провожу отдельно от общества - дома понятно, на работе у нас работа индивидуальная в основном (хотя в целом, конечно, командная игра также присутствует), по пути между - как раз приведённые выше иллюстрации; а больше я толком никуда не хожу.

Ну и фиг с тобой, скажете, и будете правы - а при чём тут субж? А вот при том.

Был я недавно в мега-командировке по маршруту Ульяновск-Казань-Москва-Питер. Там приходилось жить как обычный городской житель - то есть транспорт, скученность народа, центр города и всё такое. И если в Казани и особенно Ульяновске какого-то уж совсем жёсткого контраста не было (даже на работку иногда пешком ходил), то в Москве и Питере заметил суровые особенности.

Городского жителя практически постоянно окружает реклама - может, не на рабочем месте, но дома - телевизор или радио, на улице кругом рекламные щиты, в транспорте - плакаты, аудио-видео-реклама, в общем со всех сторон на нещастную тушку льётся поток ненужной ему информации.

Особенно сейчас, в эру интернета, такая не-целевая реклама вообще практически бессмысленна - с точки зрения здравого смысла. Если человеку что-то понадобится, он в Яндексе-Гугле это всё найдёт за секунду. Но это если смотреть с точки зрения человека. А если с точки зрения продавца - то надо хомякам впаривать именно собственную продукцию, чтобы они во-первых, решили купить именно её, а во-вторых - именно у меня. В итоге все горожане (чуть не сказал "мы с вами" ;)) вынуждены слушать и смотреть то, что нам не надо - это фактически насилие над психикой.

Лично я отношусь с такой рекламе - да и вообще практически к любой коммерческой рекламе - как с листовкам и радиоагиткам военных времён - "Рус, сдавайса, ти есть окружон!". То, что там рекламируется, не нужно ни мне, ни вам, ни Васе с верхней полки - и тем не менее реклама настойчиво стучится в уши и глаза. Гитлер-то, конечно, полезнее для экономики, чем простые люди, ага.

Ещё раз возвратясь к началу статьи - зачем я это всё писал? Потому что на фоне спокойной традиционной жизни жизнь в паутине рекламного мусора выглядит как какой-то эрзац, паноптикум. Человеку приходится отфильтровывать гигантские потоки бессмысленного бреда - и тем не менее всё равно часть остаётся в подкорке, иначе бы реклама бы не окупалась. Если относиться к гитлеровской пропаганде рекламе как к чему-то само собой разумеющемуся, то начинаешь "думать не головой, а сердцем", то есть из человека разумного превращаешься в примата, влекомого животными инстинктами.

Недавно на "Однако" встретил статью, где аффтор упоминал своё посещение какого-то восточно-европейского лимитрофа - страна в упадке, население валит на Запад в поисках работы, все в долгах как в шелках - и тем не менее практически все ездят на "бэхах" и "мерсах", купленных за столетние кредиты. Жить по средствам - да вы что, это ж для быдла, а мы все такие растакие, мы на "Ладу" не пересядем.

Утверждаю - практически всем современным "успехом" западная экономика обязана именно рекламе. Когда у человека голос разума заглушается эмоциями - зачем тебе валенки, вот возьми лучше "Армани" или "Викинг", и пофиг, что оно в сто раз дороже! На таком формировании фона настроения людей и держится вся финансовая пирамида МММ американской и остальных западных экономик. Люди жрут намного больше, чем зарабатывают - и тем не менее хомяки со всего мира так несут и несут им денежки, в надежде когда-нибудь жить так же - ни фига не делать и дофига получать.

На мой взгляд, наведение порядка в рекламной области - один из необходимых аспектов нормализации общественной жизни. Реклама должна подаваться только в строго определённых местах, с обязательной пометкой "Реклама", и в идеале от прямой рекламы вообще бы уйти, привалив этот грех уголовной отвественностью. Распространять информацию через нейтральные источники, с модерацией и обратной связью - да; бездумно вещать на всю ивановскую о том, какой ты хороший - добро пожаловать на нары.

Информация в общем-то - то же оружие. Так чего ж мы не замечаем дуло у собственной головы? Пора бы уж.

>>> Ко второй части - про технику и бесполезные параметры >>>

терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up