С давних пор - фактически со времени выхода первой части - знаком с серией компьютерных стратегических игр "
Civilization" (Цивилизация). В отличие от многих других игр эта действительно заставляет задуматься о многих вещах, в том числе глобальных. О чём сейчас и хочется поговорить.
"Цивилизация" имитирует жизнь некоей нации с древних времён по наше время и даже немного в будущем; игрок олицетворяет некоего правителя этой самой нации, слегка бессмертного, но так как он сам на поляне не присутствует, то в общем-то всё равно.
Собственно моё глубочайшее мнение, что руководителям практически любого звена необходимо хотя бы несколько раз сыгрануть в данную игру, чтобы иметь представление о том, как работает коллектив, сразу с нескольких сторон.
Про то, что там такое происходит, говорить не буду - вон вики-ссылочка, сходите почитайте, там многое написано, и даже с картинками.
Одна из ключевых особенностей игры - умелая расстановка приоритетов и принятие решений в различных ситуациях. Невозможно одновременно и науку поднять до небес, и войска наклепать миллиарды - потому что даже такие разные вещи требуют пересекающихся ресурсов. С принятиями решений тоже в общем-то всё понятно - можно либо дружить с кем-то, либо наоборот; регулярно игроку приходится принимать "развилочные" решения - либо туда идём, либо туда, что впоследствии повлияет на всю жизнь страны в целом.
Понятно, что это - всего лишь игра, и самый великий спец по Цыве вряд ли сможет управлять настоящим государством - хотя, вы знаете, глядя на наших губернаторов, думаю, что игрецы справились бы с их функциями как минимум не хуже. Самое главное отличие игры от реальности - в её конечности; в какой-то момент игра заканчивается и объявляется победитель. Победить можно разными способами, и тем не менее - после победы любого игрока игра возможна, но уже не имеет смысла. В реальности, понятно, немного не так всё обстоит.
В 3--4-х версиях игры существовало такое понятие, как культурный захват территорий и городов. Строишь всякие храмы-библиотеки-университеты, они производят культуру, и когда этой культуры на границе становится больше, чем у соседа, территория переходит к вам. Если там стоит город - то и город можно так переманить. То есть можно расширяться за счёт более тупого бескультурного соседа. Такое вот не-политкорректное палево...
Один из важных аспектов игры - в последней игре серии противники игрока разделены на две различные категории - глобальные державы-конкуренты (которые стремятся победить в игре), и "нейтралы", города-государства - которым в общем-то всё по барабану.
В самой первой версии Цывы глобальных цивилизаций было немного; от игры к игре их число менялось, и тем не менее в каждой из таких игр присутствовали ведущие европейские страны (Франция-Англия-Германия), Америка, Россия, Китай, Индия, Египтяне, Греки и Монголы. Периодически в список игровых цивилизаций попадали Зулусы, Ирокезы, Сиамцы и прочие интересные нации. И тем не менее подавляющая часть даже вполне европейских держав в игре про цивилизацию вообще никак не упоминалась; и только в 5-й версии часть из них появились в виде "нейтралов", городов-государств.
Что такое Город-Государство? (ГГ по терминологии игрецов) Это некая пассивная нация, которая почти не расширяет свои владения (хотя прибрать к рукам ближайшие ресурсы в общем-то может), которая в обычных условиях не может напасть на игрока (только одновременно с другим глобальным игроком), и которая вполне довольна проживанием в своих небольших границах. Научных прогресс в ГГ идёт автоматически, параллельно с развитием всех игроков (то есть то ли за счёт шпионажа, то ли невесть чего ещё), и все ресурсы ГГ вкладывают в оборону - так что воевать с такими "нейтралами" в игре достаточно сложно даже для продвинутых стран. Но самая главная защита ГГ - это другие игроки; кому-то может показаться невыгодным усиление конкурента, который пытается схарчить, как правило, довольно жырный приз в виде ГГ - и он начинает помогать ГГ как материально - деньгами или войсками, причём неявно - так и дипломатически - ухудшая отношения с игроком, вплоть до войны. А война с ГГ и война с конкурентом + ГГ - две большие разницы.
Отношения с ГГ можно улучшать выполнением специальных заданий, либо же просто подкупая их. Влив изрядную сумму наличности, можно превратить ГГ в своего союзника, и тот станет вам помогать ресурсами, и войсками в случае войны. ...Ничего не напоминает?
Для игрока ГГ не сказать, чтобы вообще не представляет угрозы - но если держать его под контролем (то есть вовремя дарить ему золотишко и/или выполнять его просьбы), то он будет вашим союзником и скорее будет помогать, чем вредить. Конечно, другой игрок может попытаться перекупить ГГ у вас - всё зависит от финансовых возможностей; но в общем и целом это ну очень затратно, и куда полезнее такие суммы денег направить в собственную экономику, чем в торговые войны с непонятным исходом. То есть вовремя дари ГГ сумму денег - и он "ваш навеки". В этом - центровое отличие ГГ от другого игрока - глобальной державе деньги дарить практически вредно, потому что рано или поздно она может выступить против вас. Это даря деньги лимитрофу, получаешь на границе карнавалы и праздники - а если дарить их как-нибудь Монголам (или Американцам, разницы никакой), то рано или поздно ваши же денежки придут к вам в гости либо на конных лучниках, либо на бомберах В-17. Глобальная держава рассматривает вас как противника (хотя и не всегда), а ГГ - как потенциального покровителя.
Так вот к чему это я тут всё написал. Нас всё время с середины 1980-х годов пытаются вывести из числа глобальных игроков в разряд городов-государств. Частично это получилось сделать - оторвав от целостного "игрока" куски и превратив их в "нейтральные" сателлиты, которые в подкупленном состоянии фактически являются нашим противником - хотя и скрытом до поры. Нам всячески расписывают красоты жизни растительных государств типа Швейцарии - вот ведь живут и не жужжат же! Хотя, если подумать, они живут исключительно потому, что других глобальных игроков такое положение устраивает. Если кто-то почует, что вот этого можно схарчить и никто не обидится - все эти ГГ тут же сменят флаги, не успеют "мама" сказать. Потому как в отличие от "игровых" ГГ реальные в большинстве своём даже армии не имеют.
Становиться из ферзя пешкой - это какие-то неправильные шахматы, такое моё мнение.
Кстати, не совсем политкорректный пример под конец - игру разрабатывают американские фирмы, будь они трижды здоровы. Так вот, в списке Городов-Государств есть город... Брюссель. Столица Евросоюза, и на тебе, такое огорчение. Франция - игрок, Германия - игрок, а Брюссель - так, ботва на палочке. Имхо не-политкорректность, сравнимая с фигурированием Сталина как правителя России в некоторых сериях игры.
>>> Ко второй части >>>