Про Рим - сериал и не только

Jan 19, 2017 17:35

В ходе просмотра роликов про сериалы "Стена" и "Софья" Гоблин с Жуковым неоднократно упоминали сериал "Рим" - с их подачи скачал и частично посмотрел; про это немного и расскажу.

В последнее время много смотрю разборы фильмов, подобные разбору "Стены", "Софьи", или " викинга" - от накала "заклёпочности" уже даже начал уставать. Особенно это заметно в разборе "Софьи", когда бОльшую часть претензий предъявляют костюмам. Однако можно понять и такую зацикленность - если на экране больше ничего нет, то почему бы не поцепляться к костюмам. Те же " 28 панфиловцев" умудрились же снять и качественно с точки зрения истории (это вообще скорее реконструкция, чем художественная лента), и вполне смотрибельно - хотя и не по голливудским стандартам, ну, пусть про это кастрюлеголовые печалятся. Когда на экране происходит что-то реально интересное, "заклёпки" уходят на второй план.

Например, в сериале "Спартак" (который упоминал в старой статье) было огромное число исторических, культурных и иногда даже логических косяков, однако он смотрелся на одном дыхании - такой там был показан накал страстей и интриг. Наверняка его можно было бы разобрать на "заклёпки" куда шибче, чем ту же "Софью", однако вряд ли кто будет этим заниматься, потому что сериал вышел смотрибельным, и "заклёпочность" - лишь придирки. Не будешь же предъявлять претензии к историчности костюмов и батальных сцен к балету "Спартак"; так и тут - художественная часть на уровне, так что исторические огрехи можно простить.

Сериал "Рим" в историческом плане несколько более правдив, чем "Спартак" - во всяком случае, там не показаны публичные оргии, невозможные в те времена; широко распиаренная распущенность нравов была присуща Риму времён упадка, то есть через несколько веков после освещаемых событий. Времена же на стыке Республики и Империи были ещё вполне патриархальны и строги; хотя, конечно, мораль и этика языческого Рима существенно отличалась и от современности, и от канонов христианства. В целом это неплохо показано в сериале.

Хотелось бы отдельно упомянуть про качество картинки и операторскую работу. Видно, что большинство сцен снято с любовью, на уровне хорошей театральной постановки, помноженной на "киношное" качество картинки. Хватает, конечно, в фильме и грязи, но она служит для оттенения жизни простолюдинов по сравнению со знатью.

В первой серии показана сцена боя с галлами - я, конечно, не большой спец, но это пока что лучшее из виденных мной отображение боя строем; имхо очень атмосферно, хотя и не без доли театральности в конце. Современники просто не видят и не понимают, что такое строй вообще, и зачем нужно держать позицию, и зачем нужна маршировка - во многом именно потому, что киношники снимают какую-то ахинею с сольными махачами там, где должна быть строевая "коробка", а обыватель делает выводы именно оттуда, а не из исторических источников. Жаль, что потом подобных сцен будет меньше, и даже главное сражение между Цезарем и Помпеем показано как какое-то унылое бодалово пары горестных мужчинок; ну, аформизмы Медведева никто не отменял.

Из недостатков картины могу упомянуть главный - это, конечно, очередная сдвижка окна Овертона в сторону разрушения морали и этики общества. Даже если выдерживать историзм ситуации (а насчёт этого есть определённые сомнения), всё равно ни к чему показывать сцены с нарушением текущей общественной морали так, как будто это норма (даже если это действительно норма для того времени). Це ж кино, можно сделать акцент тут и пояснение здесь; нет, только голый натурализм, как будто так и надо. Разумеется, это инъекция плохого в мозг обывателю.

Всё, как в недавней статье про выгоду, Добро и Зло - создатели сериала явно не хотят чему-то научить зрителя (если только всякому нехорошему), они рубят бабло. Интересно ли смотреть подобные сериалы? Разумеется. Полезно ли это для вас? Вовсе нет. Жвачка для глаз - пожевал и забыл. А если учесть, что окно Овертона в плане общественной морали сдвигается с каждым "Спартаком" и "Римом", то подобное творчество и вовсе начинает вонять нехорошими статьями уголовного кодекса.

Напомню, что в 5-м веке н.э. тот самый Рим, про который так любят снимать сериалы, благополучно развалился под натиском варваров - то есть обществ с примитивной по сравнению с Римом экономикой, культурой и даже армией - просто у них было желание и Воля, а у Рима уже нет. Римляне культурно деградировали - не с точки зрения монументов и арф, а с точки зрения морали и этики, и перестали различать Добро и Зло - поэтому кое-кто из партийцев даже приветствовал разрушение Рима, как гнезда разврата и Зла. Через 1000 лет то же самое произойдёт с Византией - я об этом уже писал в старой статье про утрату Идеи.

Нетрудно догадаться, к чему я клоню. Если будем подражать "римской вольности", то неизбежно придём к тому же результату - нас сметут "варвары", т.е. общества с более низкой культурой производства, культуры и экономики, но которые будут уверены, что их дело - правое. А мы по-старому измеряем всё в выгоде - что правые, что левые. В политике это не работает - точнее, такого подхода хватает ненадолго, в историческом разрезе.

Нужно ли смотреть сериалы типа "Рим"? Конечно, нужно - чтобы понимать, как делать не надо. Надо понимать, что ты наблюдаешь культурную диверсию, направленную лично против тебя, против твоей страны и всего Человечества, если хотите - как, впрочем, и любое другое творение творцов от либерализма. И это, надо сказать, вполне нормально - учёные же изучают вирусы и всякую прочую сволочь, а что нам мешает?.. Но ни в коем разе нельзя считать ЭТО за норму. Это заканчивается всегда в выгребной яме истории.



Цезарь выступает перед 13-м легионом, почему-то представленный мотострелецкой ротой по штату мирного времени.

Previous post Next post
Up