Отойду ненадолго от описания
июньской экспедиции в Забайкалье и немного порассуждаю на тему культуры - точнее, её узкой части, артистов комедийного жанра. Причём статья будет вообще-то не совсем про комиков и не про юмор, но требуется долгое вступление, как у меня обычно и бывает в статьях-размышлизмах.
"Как всем известно", у нас в стране нет ничего своего, всё является калькой с Запада и всё такое. По сути это не так, даже в той же культурной среде - и даже в той её части, которая занимается откровенным обезъянничеством за Западом. Если уж говорить про комедийный, точнее юмористический, жанр, то у нас есть целое движение КВН, которое зародилось в СССР, а вовсе ни на каком не на Западе. К сожалению, с советских времён это движение сильно деградировало - от в общем-то вполне культурного мероприятия до уровня шоу для тупых. Впрочем, это проблема всей расейской пост-советской культуры - в условиях смены ценностей с "Веры-Царя-Отечество" или "Слава КПСС" на зелёное бабло никакая культура не устоит перед соблазном рубки бабосов. Поэтому сперва систему надо менять, а потом уже культурных деятелей обличать. Хотя поглумиться над ними всё равно приятно. Чем сейчас и займусь. :)))
Начну издаля. Есть у нас в СССР России комедийный коллектив по фамилии КвартетИ, про него я не раз писал уже. Жаль ребят - вроде талантливые, очевидно, могут, если захотят, но... Видимо, всё же культ бабла гнёт голову к земле, как тем забайкальским свинкам, которых я так люблю приводить на фоточках. После прорывных для расейской культуры "День Радио" и "День выборов" докатились они до "
О чём ИЩО говорят мужчины", а уж после "
Квартет И по Амстелу" я и вовсе не понимаю, как им можно реабилитироваться. Снимаются в рекламе - вообще уже докатились до последней ручки. Жаль.
Тем не менее даже в нынешнем своём состоянии они, конечно, на голову выше "Камеди клаба" с его шутками ниже пояса и так далее. К сожалению, комедийный жанр в отечественной культуре - как и вся она в целом - находятся в затяжном пике, и фигур масштаба Райкина или Раневской ждать не приходится.
Мониторю интернет - там среди подростковых "шоу" с матами иногда попадаются интересные фигуры. Какое-то время следил за
Русланом Усачевым - но мне всё же не 20 и даже не 25, проблемы молодёжи мне не интересны, а на более сложные темы у него мозг работать не умеет, увы.
До сих пор смотрю
ThisIsHorosho - в основном ради роликов, попадаются иногда совершенно шедевральные. :) Хотя почти каждый день просматриваю youtube, видимо, мои интересы настолько сильно расходятся с интересами 146% остальных людей, что вижу там только суровые видосы про культуру, науку или пальбу на Украине. А иногда хотелось бы и про котиков и про фейлы посмотреть, развеяться. :) Стас там, конечно, кривляется сверх всякой меры - и в старости, уверен ему за это "шоу" будет невыносимо стыдно, но в целом это уже его проблемы, и сильного отторжения не вызывает, хотя я люблю пообличать и понадругаться над публичными персонами.
Из молодёжных комиков (в хорошем смысле этого слова) могу отметить тов.
BadComedian - хотя он в основном занимается высмеиванием плохих фильмов, но кому-то же надо этим заниматься; критик в общем-то тоже профессия, и не из худших. Иногда срывается на мат, что
считаю недопустимым в общественном месте; но в целом - лучший из виденных актёров комедийного и юмористического жанра моложе 30 лет, такое моё мнение.
Собственно всё это была присказка, а сказка, как обычно у меня бывает, только начинается. Изначально хотел я написать статью про
сериальчик Louie (Луи), но понял, что просто так, обличениями тупизны америкосов в стиле Задорнова тут не отделаться.
Уж не помню, кто мне его присоветовал посмотреть - типа на основе этого сериала снимают какие-то наши отечественные сериалы или комедийные шоу. Ну что ж, что нас не убивает, то нас делает сильнее. (с) Посмотрел первый сезон через "не могу", и где-то в начале второго окончательно "сломался" и снёс его к чертям. Объясню, почему.
Есть в психологии такое понятие, как
Окно Овертона. На эту тему тов.
Н. Стариков писал статью (
или это был не он, не так уж и важно), которая получила широкое распространение в интернетах, поскольку объясняет технологию внедрения в общество заведомо неприемлемых для него (общества) идей.
В частности, прецедент Кончиты Вюрст - классическая попытка сдвинуть Окно Овертона ещё дальше в сторону разрушения института семьи и разрушения традиционных ценностей; как минимум, он де-легитимизирует классический мужской атрибут - бороду - превращая его в объект насмешек; чего ходишь с бородой, как баба?! :) Вот так ха-ха, и мы ещё на миллиметр прогнулись под гомосяцкий Запад, увы. Потому что в голове что-то сдвинулось, и мы от классических русских мужиков с бородою до колена сделали ещё шажок к европейскому унисексику.
Так вот про что я... сериал Луи - это фактически живая иллюстрация по сдвижению Окна Овертона. Он позиционируется как "чёрный юмор", но, как вы понимаете, юмор юмору рознь. Вместо шуток на неудобные и не особо приличные темы типа "хоронили тёщу, порвали два баяна", в этом шоу по сути исподволь идёт пропаганда а-социального образа жизни и легитимизация по сути пороков.
Как уже писал ранее, по сути буквально
во всех подряд сериалах идёт пропаганда а-социальности - потому что мы с Западом отличается в первую очередь культурно, и то, что немцу хорошо, то нам - не очень, перефразируя известную поговорку. Западная культура несёт в себе черты, разрушительные для русской ментальности - поэтому, наслаждаясь западными кино и сериалами, мы потихоньку-полегоньку превращаемся из русских людей в европейцев, потому что принимаем их ценности и их образ мысли как свои. Не говорю, что их нельзя смотреть вообще, но делать это надо, уже имея определённый базис в подкорке - которого у нашего обывателя, увы, зачастую нема.
Классический пример - если посмотреть "Спасение рядового Райана" после просмотра "Они сражались за Родину" и прочих советских фильмов о войне, то впечатление будет одно - как наши союзники воевали на своём участке фронта, в меру своих способностей. А если не смотреть советского кина и ограничиться михалковским "Нестоянием" или
бондарчуковским "Сталинградом", то впечатление может сложиться совсем другое - "вот воевали же люди, не то что эти тупые ни на что не годные иваны!". Западная культура в целом - она не сказать чтобы плохая, она просто совсем другая, чем наша, и знать её, конечно, нужно, но только - на собственном базисе. А когда базиса нет, то от этой культуры для нашего брата один вред, и попытка переделать его во что-то более европо-подобное.
До того самым жёстким из виденных сериалов, посвящённых чёрному юмору, считал
Южный Парк (SouthPark). Он тоже очень агрессивно глумится над разными традиционными ценностями - хотя и, безусловно, что-то интересное из него можно почерпнуть, потому что кроме глума он также зачастую и вполне философские вопросы поднимает. К тому же всё-таки это мультик, и воспринимать его серьёзно не получится в любом случае, уж больно там всё гротескно. :) Это тоже - сдвижка окна Овертона, но слишком очевидная и тем не очень опасная. В погоне за прибылью и известностью создатели шоу очевидным образом шатают устои общества, но при этом, похоже, отдают себе отчёт в том, чем занимаются.
А вот в сериальчике Луи идёт по сути полноценная война с классическим представлением о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Главный герой в некотором роде исполняет роль средневекового шута - он старательно принижает сам себя, смеётся над собственной внешностью и привычками, и всячески пытается показать, что он такой же, как и все, и даже ещё хуже - он никто, уродливый комик - хотя в целом, уверен, на нём можно пахать и пахать, и где-нибудь на стройках Магаданской области из него бы вышел нормальный человек. При этом он исподволь оскорбляет разные категории людей - в частности, не проходит и серии, чтобы он не посмеялся над тем, какой он старый и никчёмный - при том, что ему... 43. Я тоже периодически смеюсь над своим возрастом, мне почти столько же, но одно дело смеяться над возрастом, а другое - выставлять себя ни на что не годной развалиной, на вполне работоспособном участке жизни. По сути идёт воспитание
подросткового сознания у людей и де-легимизация старости как факта, о чём
хорошо высказался тов. Дугин.
И вот такой вот, выставляющий себя никчёмностью, комедиант, постоянно издевается над различными аспектами людской жизни в целом. Причём и друзья и родственники у него такие же. В отличие от того же Саус-Парка, к этому сложно относиться как к гротеску - он не обезъянничает яко Петросян, не корчит рожи - а типа ведёт себя естественно. Совершенно буднично, без завываний и кривляний, рассуждает о легализации педофилии, публично обсуждает мастурбацию, хохмит про страдания Христа... Я, как уже неоднократно говорил, человек неверующий, но с
дедства воспитывался на культуре староверов, и все эти заповеди и наказы предков для меня не пустой звук - и вот выходит такое вот тело и начинает глумиться над ценностями, за которые наши с вами предки жизнями жертвовали, на полях Полтавы, Бородино, в Сталинграде и так далее. Ведь можно было и под Наполеона лечь, и под Гитлера - и ели бы сейчас круассаны и пили бы баварское, не с па?..
Смотрю я на этот сериал и просто вижу, как окно Овертона движется - от традиционного общества, где таким, как Луи, морду каждый день бьют и пасть открыть не дают, к европейским ценностям. И радовать меня это никак не может. Потому что "свобода слова" для меня - не ценность, а инструмент в разрушении общества и государства, и ценности у меня слегка другие. Уж не знаю, у кого как.
В этом плане наши отечественные комики - даже включая кунст-камеру имени Камеди-клаба - просто душки по сравнению с. Один из моментов, когда начинаешь ценить "отсталость" России от мировых культур - полностью спародировать худшее просто не успевают, и слава КПСС!..
К слову сказать, технология "имени Луи" в России сбоит, по очевидной причине - у нас не работает
прецедентное право. Запад так легко под неё лёг именно потому, что если кто-то один важный сказал, что можно, то всё, действительно всем можно, потому что закон такой. А у нас в России - метод имени Жеки Воробьёва из "
Фашисткого покемона": "Мне пофиг на всё. - И на деньги? - И на деньги! - И на баб? - И на баб! - И на водку? - Не, на водку не пофиг! - Но ты же сказал, что тебе всё пофиг? - Да мне пофиг, что я сказал!". У нас пока ещё - пока ещё - сохранился более человечный подход к законности, о чём я
уже писал.
Но вообще к чему приводят игры с культурой и сдвижки Окна Овертона, прекрасно демонстрирует нынешняя Украина - 23 года русским людям говорили, что они не русские, а украинцы, и когда пришла пора, стало возможно стрелять в москалей, потому что они не мы. Хотя чем москаль от хохла отличается, наверное, только скачки на Майдане и показывают. Так что все эти культурные приколы - это вовсе не так смешно и нелепо, как может показаться. Пора уже просыпаться и начать соображать, куда может завести бездумная культурная политика.
Возможно, через пару недель пойду на встречу с мэром города - там какое-то собрание местных блогеров организуют, а я в десятке Нских блогеров неожиданно для себя оказался... Попробую там поднять этот вопрос - не про сериал, вестимо, а про небрежение к культуре в общем плане. Хотя это вопрос не к мэру, вестимо, а повыше, но с чего-то надо начинать...
Что можно противопоставить этой западной голубятне? Да всё как всегда - нашу с вами отечественную культуру - от времён былинных и до нынешних дней; и сейчас ещё местами даже современная культура ещё не окончательно деградировала, вот
небольшой пример. В очередной раз сошлюсь на
наши забайкальские "клипы", а также приложу ролик Утёсова, как пример отечественного отношения к юмору.
Click to view