Про тренды

Aug 21, 2016 20:39

Попробую побоянить на довольно очевидную тему - о том, как на нашу жизнь влияют т.н. "тренды", то есть тенденции и мода. Само это слово мы используем, как обычно, неправильно - просто потому, что это тренд, то есть бессмыслица. Вот об этом и поговорим - как на нашу жизнь влияет бессмысленная возня.

На самом деле, термин "тренд" в своём классическом значении можно назвать чем-то вроде "знак производной" - это направление движения.

Тренд в экономике - направление преимущественного движения показателей.

Почему-то, с лёгкой руки пропагандистов из "телевизора", это слово стало обозначать что-то типа моды. Однако, если мода ещё как-то изредка может означать что-то осмысленное - мода на здоровый образ жизни, например - то "тренд" в его социологическом понимании практически всегда означает бессмыслицу. "Быть в тренде" - это значит "быть как все", а если точнее - "подражать телевизору", сиречь быть барашкой. Кое у кого от таких выводов подгорит пукан, но я так всегда выражаюсь, пора уже и привыкнуть.

Само по себе понятие "тренд" не стоит внимания человека, у которого в голове имеется хоть немного ума; но куда интереснее методы распространения этой заразы, ибо по сути методы внедрения "трендов" в головы биомассы - столбовой путь манипуляции стадом, который подменяет сейчас и идеологии, и религии; звучит опять же странновато; однако, если покурить темку, то примерно так и есть.

Проще всего объяснить появление "трендов" действиями рекламы - так примерно оно и есть в современном мире; однако вижу примеры, которые централизации не поддаются, либо же куда глубже законспирированы.

Например, одним из первых "трендов" могу назвать... моду на джинсы в СССР. Сейчас это звучит абсурдно, но ведь это было - для массы людей, вполне активных и даже не совсем выживших из ума, смыслом жизни было обладанием джинсами, сиречь по сути спец-одеждой. Более того - после знакомства с этим "достижением цивилизации" родом из 19-го века сейчас среди медийщиков распространён термин "джинса", т.е. заказуха, проплаченный материал. "Мода" была совершенно иррациональной, и очевидным образом вызвана преклонением перед Западом, заложенным ещё Петром и вынутым из нафталина Никитушкой нашим Хрущом; однако привожу её тут как раз как показатель, что "тренд" может появиться без участия массовой пропаганды, "снизу" (хотя и при очевидном кукловодстве заинтересованных пассажиров), и фактически во вред самим носителям тренда - потому что люди сами себе придумывают проблемы и героически их решают. Можно ли было прожить в СССР без джинсов? Более чем. И страдания "интеллигенции" о том, что "тогда" не было того и сего, могу охарактеризовать тремя словами "Да вы упоролись!" - потому что вокруг целый мир возможностей, но масса народу сосредоточена на мелочах, и парятся по этому поводу без меры. Почему и как так получилось, вопрос к политологам, психиатрам и прокурорам; а мы переходим к более насущным темам.

В современном мире "тренды" определяются СМИ - и далеко не всегда в лоб, в стиле слоганов и телепередач - информационное поле сейчас всеохватно, и над методами манипуляции простым советским народом плачут и советские пропагандисты, и мистер Геббельс. Например, в середине лета неожиданно из всех утюгов принялись выть про Покемонов - в телевизоре, в газетах, в пабликах, новостях в интернете, обзоры давай пилить; совсем разные люди, и как с ума сошли. Напомню свою реакцию на тренды - "вы упоролись штоле?" - вполне возможно, изрядной части этих "трендомётов" заплатили, но остальная часть просто увидела тренд и давать дуть в ту же дудку, генерировать бессмыслицу и множить горе тупость на земле.

На самом деле, не сказать, что даже из Покемонов нельзя сделать определённых выводов. Вполне даже можно - это большой проект по изучению технологии дополненной реальности в масштабах всей планеты; целый Гугль вмазал харей в грязь со своими очками, а тут - работает! Аналогичных проектов уже выходила масса, и этот чуть ли не первый, который "взлетел".

Правда, если воротиться к сути статьи, всё это нивелируется бессмыслицей происходящего - как и всё, что связано с "трендами". Тот же ГугльГласс, при всей своей корявости, всё же предназначен для улучшения жизни людей через облегчение доступа к информации, а покемоны - это так, средство убиения времени. При этом время - единственный по-настоящему не-возобновляемый ресурс в нашем мире - ну, да это уже следующий уровень философии пошёл, там заблудиться и вайпнуться можно.

Я, на самом деле, не против компутерных игрушек и даже иногда целиком таки да, но я против их навязывания - само по себе это занятие на 90+% не-конструктивное, и положительных примеров из этой области я как-то даже сразу и не припомню. А по сути препарируемые тренды и есть навязывание модели поведения - потому что "это модно".

Фактически следование трендам означает отключение критического взгляда на жизнь и следование стадному инстинкту. В принципе это не то чтобы уж совсем плохо - массы испокон веку следовали за элитой и делали то, что велено, потому что "так надо" - но сейчас "тренды" направлены в первую очередь на утилизацию энергии масс наиболее тупыми методами и, тем самым, на спуск пара в свисток. Ещё недавно у подавляющего большинства населения всё время занимало простое физическое выживание, и "тренды" занимали небольшую часть жизни простолюдина; сейчас часть народу крутится на двух работах, а при этом масса великовозрастных обалдуев учится проводит время ВУЗах лет до 30, часть на пособиях сидит, кто-то безработный, кто-то на неполной занятости - и в итоге накапливается масса народной энергии, которую нужно куда-то направлять.

Чтобы не вышло, как в Фергюсоне, надо чем-то это войско занимать; армейская мудрость гласит "чем бы солдат не занимался, лишь бы задолбался"; то же верно для любой власти. Потому что не-утилизированная энергия масс чревата манипуляциями со стороны третьих лиц - если ты не будешь управлять своим народом, за тебя это сделают другие. Что мы сейчас и видим в нонешней РФ - на словах мы рубимся с "цивилизованными" до последнего паралимпийца, а у нас по территории скачут Покемоны, проигрываются Голливудские фильмы и в остальном население окучивается кукловодами, которые вкладывают в головы смыслы, которые нас совсем не дороги - и тому, что у нас до сих пор не популярны Кончиты Вюрст и прочая толерантность, мы обязаны тысячелетней русской традиционной культуре, а не действиями Путинских сатрапов пропагандистов.

По сути вся технология создания "трендов" - думаю, очевидно, что это не просто "людям так захотелось" - это путь манипуляции массами в нужном направлении. То, что сейчас их направляют в сторону паркура, катания на скейтах и ловли карманных монстров, не значит, что завтра их не направят куда нужно. Примеры цветных "революций" у всех перед глазами - а ведь по сути в них используются все те же методы формирования трендов, что и в раскрутке "покемонов" и прочего мусора; формируется "месседж", который постоянно повторяется из всех утюгов, и через какое-то время у целого народа формируется условный рефлекс:

image Click to view


А вообще-то для русского человека это звучит как "Хайль Гитлер".

Так что всё это не хи-хи и не "тили-тили, трали-вали". Напоминаю основную фишку формирования трендов - следуя трендам, вы отключаете логическое мышление и поступаете как Портос - "я дерусь, потому что я дерусь".

Помнится, в годы учёбы в универе, в середине 90-х шеф мне советовал вставить в диплом или курсовую какую-то перекошенную рожу - это уже тогда было трендом для привлечения внимания. И уже тогда мне было ясно насчёт бессмысленности следования трендам, и я обошёлся без весёлых картинок; а ведь это академическая наука, пусть и на грани смычки с практикой. Что уж говорить за простых работяг... Тренды зверят и скотинят человека, и не надо размениваться на их сиюминутную пользу - как бы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. (с)

Это не значит, что Покемоны - зло сами по себе, или каждый, кто катается на скейтборде, деграднул на отличненько (хотя всё именно так и выглядит со стороны) - всё хорошо, что в меру. Давайте жить своим умом, а не слушать рекламу и ихних подпевал.

терминология, психология

Previous post Next post
Up