Про интеллект и мудрость

Jun 21, 2015 15:26

Продолжу ковыряться в высоких и далёких материях. Сегодня тема сложная и неоднозначная - не претендую на истину; всё, написанное в моём журнальчике, сплошная имхА; тем не менее, данную тему обдумываю давно, много лет, и каких-либо серьёзных противоречий в ней не замечал.

В современном мире, как часто говорю, часто путают понятия, и используют одни слова вместо других, подменяя при этом смысл. В информационном обществе это недопустимо, ибо "информация понад усе", но имеем что имеем. В общем и целом в последнее время умственную активность человеков измеряют только параметром "Интеллект" - вон, даже индекс придумали, IQ его фамилия... Однако нетрудно заметить, что кроме интеллекта, человеку присущ и другой ментальный параметр - мудрость. Вот с этим уже начинаются проблемы - параметр этот куда сложнее измерить, нежели интеллект, и поэтому - как всегда поступают "свободные люди" - про него в современном мире говорить не принято; его используют в качестве каких-то полу-фольклорных определений. Что в общем-то странно.

У человечьего тела масса различных параметров - сила, ловкость, гибкость, скорость реакции, координация итд итп; параметры эти вполне измеримы и поэтому современные мега-мозги их более-менее осознают. А вот различать измерения параметров мозга и сознания - тут уже ой. Слегка отойду в сторону и попробую проиллюстрировать всё это на примере компутерных симуляций - сиречь игр жанра RPG, ролевых игр.

Под ролевыми играми широкие массы обычно понимают всякое нехорошее :)) - однако же их можно в некотором роде сравнить с театральными постановками, где людям раздаются определённые роли и они должны как-то их отыгрывать. К слову сказать, когда я обучаю граждан компутерной грамотности, я регулярно провожу эдакие мини-игры, когда кто-нибудь назначается определённым ответственным лицом, и остальные соответственно с ним взаимодействуют; подобное решение достаточно широко используется во всяких бизнес-тренингах. Отличие игры от театра в том, что сюжет не определён, и участники игры его строят сами, в зависимости от своих умений и навыков.

Так вот, в этих самых ролевых играх - особенно в их компьютерном варианте - для того, чтобы воздействовать на окружающий мир, отыгрываемые персонажи "оцифровываются", т.е. получают определённые физические и ментальные характеристики - силу, ловкость и так далее. Для "стрелялок" хватает физических параметров, но для сложных ролевых игр не обойтись без умственных навыков - интеллекта и мудрости. В основном эти параметры влияют на применение магии или её аналогов; но и не только. В частности, взаимодействие с другими персонажами происходит также с учётом интеллекта/мудрости - если персонаж игрока недостаточно умён, он может просто не понять ответов, не сможет прочитать надписи и т.д. Реализация интеллекта и мудрости в разных системах сделана по-разному; и в последние годы эти системы, несмотря на всю мощь компутеров, успешно примитивизируются, устраняя ту же мудрость из ментальных параметров персонажа - что, впрочем, давно уже произошло в мире реальном. И тем не менее, само наличие двух разных параметров - интеллекта и мудрости - намекает, что мозг у человека не одномерен.

Переходим к основной мысли статьи. Несмотря на то, что та же википедия даёт свои собственные определения, мешая тёплое с мягким, попробую сформулировать, что же такое ментальные параметры:

Интеллект: Сумма знаний человека
Мудрость: Умение пользоваться знаниями и строить свои собственные умозаключения на их основе

Как видно, интеллект и мудрость - параметры взаимодополняющие; и тем не менее разные. Современное общество мешает одно с другим, тем самым перекашивая значимость интеллекта, но при этом теряется компонент "мудрость"; тем самым упрощая оценку разумности человека, но одновременно выхолащивая её суть.

В качестве примера можно привести две условные противоположности:

Человек с высоким интеллектом и низкой мудростью - студент по выпуску из ВУЗа. Знаний много, применения этим знаниям нет никакого (в общем случае).

Человек с высокой мудростью и низким интеллектом - скажем, тибетский монах. Не хочу тут обидеть монахов; для обладания мудростью совершенно не обязательно знать тригонометрию/юриспруденцию/микроэлектронику, достаточно уметь правильно трактовать то, что видишь.

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт, и как снежинки тают.
(с) Омар Хайям

Конечно, не надо противопоставлять одно другому; в идеале нужно сочетать одно с другим - и иметь много знаний, и мудро ими распоряжаться. Однако вся образовательная система в современном обществе выстроена так, что оцениваются в первую и последнюю очередь именно знания, а не мудрость. Наш с вами отечественный ЕГЭ является очередной попыткой встроиться в Болонскую систему образования, которая как раз и ведёт к перекосу в интеллект в ущерб мудрости.

Буквально в каждой статье про образование упоминается ущербность такого подхода (вот - свежая статья у О. Матвейчева) - и тем не менее всё упирается в какие-то стенания. Стенать не надо, надо обозначать проблему и затем уже героически её решать - если необходимо перестраивать систему оценок с чисто "интеллектуальных" на совмещённых с оценкой "мудрости" (те же олимпиадные задачки, как правило, требуют не столько интеллекта, сколько именно мудрости, т.е. умения найти нестандартный подход), то давайте перестраивать. Если ЕГЭ не справляется с этой задачей - нахрен его с пляжа, сэкономим стране миллиарды рублей, и тысячи бесполезных чинуш можно отправить на курорты Магаданского края. И т.д. и т.п. Всё же просто: постановка задачи - решение - ответ. А мы всё ставим галочки в тестах: "Всё плохо", "Всё пропало", "Где наши полимеры".

Если нам как стране и обществу нужны разносторонние граждане, то необходимо либо ворочаться к советской системе образования, либо городить что-то новое, учитывающее параметр "мудрость" в головах обучаемых. Если ж нам достаточно грамотных потребителей, то нехай Болонская система и далее крепчает. Всё в смыслы упирается, как всегда. Если "деньги понад усе", тогда зачем нам умные люди, достаточно образованцев с IQ200 - эти любой тест на бумажке пройдут, и станут полноценными винтиками мирового разделения труда. А если мы строим общество будущего, то без повышения сознательности масс не обойтись - то есть надо повышать мудрость людей в масштабах всей страны, а не баловаться рейтингами-шмейтингами.

Апдейт: ментальные параметры сложно измеримы и через это определяются во многом произвольно. От того, что лично вы, или там википедия, определяет какой-либо параметр, мало что изменяется, если практически это определение не используется. А я в этой статье говорю именно про практику, про культуру, в которой ментальные параметры определяются именно так. Имхо, конечно. Поглядите на современных "интеллектуалов" и многое станет ясным. Да, неправильное определение - но у нас и свобода и демократия давно переродились... про то и речь.

терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up