Про узаконенное неравенство

Jun 19, 2015 14:27

Хотел назвать статью "про фашизм", но сейчас этим словом кого только не обзывают, поэтому поговорим про фундаментальное свойство различных исторических политических формаций - узаконенное неравенство людей. Без проекций на современность также не обойдётся; также будет много самоцитат, как обычно - на схожие темы много писал ранее.

Начну разговор с фашизма. После 2-й мировой кого только не обзывали фашистом, и это в определённом смысле обесценило сам настоящий фашизм-нацизм, и в какой-то мере сделало возможным его реинкарнацию в современном мире. Сперва - небольшой исторический экскурс.

Изначальный, дистиллированный фашизм - это Италия Муссолини, а вовсе не немцы в Сталинграде. У немцев - нацизм; и на это напирают многие граммар-наци и прочие наци. На деле "душка" Муссолини был открытым расистом, и вообще идеология фашизма принимала и объединение нации "в пучок" (фашио), и войну как естественную часть развития человечества. То есть фашизм (как и, ессно, немецкий нацизм) не может существовать без войны. Знакомые утверждения из современности?..

По большому счёту, ключевая фишка фашизма-нацизма - узаконенное неравенство людей и целых наций. Хотелось бы отметить, что это свойство, безусловно, не выдумано Гитлером или Муссолини, а существовало у Человечества испокон веков - и речь тут не про обеление нацизма-фашизма. В рабовладельческих обществах целые народы становились недолюдьми по факту происхождения; в феодальных обществах также существовало разделение на знать и быдло, и преодолеть это разделение иногда было невозможно - кем родился, тем и умрёшь, просто по определению. И тысячелетия это было нормально. Но вот, где-то в 19-м веке, всё Человечество доросло до уровня, когда неравенство стало тормозить развитие общества, и понемногу начало от него отходить. Сперва на уровне мыслителей, а затем уже и на уровне политиков - после отмены крепостного права и рабства в Европе и Америке потихоньку начался процесс образования низших масс населения, и, соответственно, началась тенденция по уравниванию прав.

Даже Первая Мировая война шла не под лозунгами "давайте убьём всех басурман", то есть уже к началу 20-го века идеи победившего гуманизма ( в разных смыслах этого слова) не давали обществу опуститься до уровня неравенства наций и рас. Вопрос неоднозначный, и тем не менее - враждующие стороны не собирались превращать территорию врага в выжженную пустыню и уничтожать мирное население; шёл процесс передела рынков - "ничего личного, чисто бизнес".

В 1920-х в СССР окончательно победил социализм (пусть и недостроенный), как квинтессенция равенства людей и наций - такого уровня взаимовыравнивания ранее не было. Как уже говорил ранее, выражаясь простым языком, социализм - это не Мавзолей или красные звёзды, это - приоритет интересов общества над остальными ценностями. Это оказалось крайне невыгодно мировым элитам - потому что для развивающегося Человечества ценность этих т.н. "элит" стала стремиться к нулю; и в ответ на свет появились фашизм и нацизм - как реанимация старых, пещерных идей о неравноправии людей.

Фашизм-нацизм плох не столько своей бесчеловечностью, сколько антиисторичностью. По сути он являет собой возврат в феодализм и рабовладение, то есть отрицанием развития Человечества в целом. Хотя той же фашистской Германией было совершено много техологических прорывов (что позволяет нео-фашистам говорить о необходимости войны для прогресса Человечества), противникам Германии в более худших условиях удалось совершить даже бОльшие техологические чудеса - в основном речь, конечно, про СССР, хотя и Англия и США в годы 2-й мировой неслабо прогрессировали в военном смысле - в основном в области авиации. Что показывает, что даже находясь в тепличных условиях, диктуя всем свою волю, фашизм не обеспечивает большего технического прогресса, нежели другие формации. Тем более, что технический прогресс, как показывает современность, не означает счастья для человека и Человечества, и необходимо ещё и самому Человеку прогрессировать - а вот с этим у фашизма-нацизма большие проблемы.

Узаконивая неравенство, узаконивается социал-дарвинизм - право хищника поживиться жертвой. В случае общества и Человечества это автоматически подразумевает каннибализм - так что заклинания фашистов и либералов о "естественности" происходящего естественного отбора в обществе по сути маскируют всю неестественность и извращённость узаконенного неравенства в обществе. Каннибализм был присущ человеку сотни тысяч лет назад, но что было, то прошло - и теперь он отвергается культурой практически любого общества. Тем не менее с помощью фашизма и его родственника, либерализма, нам внушается, что подобный "возврат к истокам" - это нормально. Для это и перепрошиваются наши ценности, старательно вычищается народная память и вообще человек закукливается в повседневности и сиюминутности.

Всегда говорю, что надо смотреть не на внешние признаки, а на суть вещей. В том же 1936-м году в Берлине прошла Олимпиада - несмотря на то, что принципы фашизма никто не скрывал, и это нисколько не помешало "цивилизованным" странам принять в ней деятельное участие. Подумаешь, какой-то там расизм-нацизм, какое кому дело. Страны, симпатизирующие социализму, в ней не участвовали - как и в других Олимпиадах, до 1952-го года - а вот "свободные" ещё как. Это в общем-то показывает, почему фашизм куда больше воевал с другим "тоталитаризмом", нежели со "свободным миром" - на долю СССР приходится 80%+ потерь 3-го рейха, несмотря на всю тотальность бомбардировок Германии "союзниками".

Если смотреть на то, что является ценностью для человека или общества, то можно достаточно очевидно определить его цели и приоритеты. Для "свободных" стран ценностью являются исключительно деньги (точнее, власть денег), их ценности одномерны; соответственно, всякие там неравенства/расизмы не являются преградой, пока они выгодны - ибо ценность денег понад усе. И фашизм страшен не столько своей прямой бесчеловечностью, сколько именно таким же свободным отношением к ценности человечьих жизней - и прав целых народов. В фашистской Германии не расстреливали людей на площадях и публично не секли руки (как в средневековой Европе), но в ней не было ценности равноправия людей, и поэтому взять и репрессировать человека не за действия, но по происхождению, было нормой. В этом же направлении действуют националисты всех мастей до сих пор - например, та же Волынская Резня - по сути прямая калька нацистских ценностей на украинско-польских землях.

Как не раз говорил, национализм бывает расширительный, а бывает уменьшительный. И, как ни странно, большинство современных националистов исповедуют как раз уменьшительный национализм, который одной ногой стоит именно на фашистском базисе неравноправия - мы хорошие, а они плохие, и за это их надо убить/репрессировать. К чему это приводит, угадать несложно.

Простыми словами разные подходы к неравенству можно проиллюстрировать следующим образом - допустим, что мы считаем, что все нации не равны в данный момент (с этим в принципе можно согласиться, как с фактом); и, чтобы опередить остальные нации, можно либо подниматься вверх, либо опускать другие нации вниз. Соответственно, поднимаясь наверх, неизбежно потянешь и окружающих за собой; а вот опуская окружающих вниз, и сам неизбежно будешь опускаться - в абсолютных величинах. Про это я уже давно писал в статье про относительность целей - в нынешнем мире мы старательно всё измеряем фальшивыми индикаторами типа тех же денег, которые постоянно меняют свою цену - в итоге невозможно понять, хуже стало или лучше. На то есть умные дядечки в телевизоре, которые объяснят, что битая таёта круче совковой "нищеты" - а то, что за квартиру на 101-м этаже придётся горбатиться всю жизнь - так это нормально, "все так живут".

Фашизм - это не свастики и даже не Гитлер, это - принятие неравноправия как нормы. Мы хорошие, потому что потому - а они плохие, и за это надо их убивать - не по факту каких-то там действий, а просто по определению - вот это и есть фашизм. "Слава нации - смерть врагам" - это по сути более нацистских лозунг, чем "Хайль Гитлер" - и то, что подобный подход не отрицается, а поощряется на современной "Украине", показывает, как там обстоят дела с фашизмом.

Конечно, экс-Украина - это лишь наиболее показательный пример легализации фашизма в современном мире; подобных примеров можно надёргать из жизни любой "цивилизованной" страны - и это практически неизбежное следствие относительности добра и зла в монетаристской идеологии. Гуманизм "отменил" какой-либо высший суд над человеками; поэтому всё, что укладывается в закон, это нормально - но законы можно разворачивать в разные стороны, в том числе и откровенно преступные с точки зрения традиционной морали.

Недавно в одной из серий тупейшего сериальчика "Касл" наблюдал показательную сцену - полиция поймала "террориста", афганского араба, тот говорит "Я знаю свои права, мне положен адвокат"; на что ему представитель закона отвечает - "как врагу американского народа - не положен". Ну просто "слава нации - смерть врагам"; как из душа окатило.

В оконцовке приведу ещё одну историческую параллель... С 11-го века западные христиане начали Крестовые Походы на "неверных" с целью освобождения Святой Земли. В ходе 4-го Крестового похода ими был захвачен и по сути разорён Константинополь - столица восточного христианства; с тех пор его слава стала угасать, и через пару веков его захватили... те самые неверные, с которыми католические херои старательно боролись; десятки христианских народов через это попали в турецкое иго. Вот к таким вот интересным результатам приводит борьба за свои идеалы, невзирая на объективную реальность. Подобным же образом с аналогичными результатами "цивилизованный мир" воюет за свободу и демократию по всему миру, множа жертвы и разруху; аналогично и ЦеЕвропа в борьбе за СлавуНации уничтожает собственный народ промышленным образом.

А всё почему? Да потому, что мыслим лозунгами и кричалками, вместо ценностей и смыслов.


Песня про заселение казаками Кубани. Древние укры, говорите? ;)

психология, размышления, культура, политика, история

Previous post Next post
Up