Про религию, гуманизм и ориентиры

Oct 06, 2014 14:32

В продолжение предыдущей статьи про место смерти в жизни, хотя разговор пойдёт слегка про другое.

В студенческую пору один мой друг неожиданно для многих принял протестантизм. Общались мы с ним в те годы часто, и у него проскакивала одна фраза, запомнившаяся с тех пор: "В России Бога не спрячешь в карман, когда он тебе не нужен, а тут - запросто. Достал, обратился к Нему, получил что хотел - и снова в кармашек". Во многом по мотивам разговоров с ним и написал в своё время цикл статеек про протестантскую мораль. Друг тот, кстати, через пару лет перекрестился в православие - не вынесла душа поэта. :)

В русском самосознании (в широком, цивилизационном плане - включая и Украину с Белоруссию, и чуть ли не Таджикистан) религия и Бог - это в общем-то всё на свете, это всё, что окружает нас. Бог - это и горы и леса, и мелкие букашки, и мы как-то в этом во всём существуем. Говорю это достаточно уверенно, хотя сам неверующий - потому что в отечественной "светской религии", коммунизме - всё ровно так же: "я узнал, что у меня есть огромная семья...". В связке человек-Бог человеку всегда отводится ведомая роль - недаром в Православии типично обращение к человеку "раб божий". В коммунистической идеологии всё ровно так же - "единица ноль, единица вздор".

А Европу с эпохи Реформации накрыло философией гуманизма. Не первое столетие убеждают туземцев, что гуманизм - это, дескать, гуманное отношение и всё такое, но стоит лишь ковырнуть первоисточники - и на свет вылазит достаточно банальное определение:

Гумани́зм (от лат. humanitas - «человечность», humanus - «человечный», homo - «человек») - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Вроде бы выглядит всё это вполне симпатишно, и даже позволяет обвинять совков и хоругвеносцев в не-гуманности; ведь если Бог превыше человека, то это не-гуманно выходит, тоталитаризъМ и ужасы ГУЛАГа! Однако на этот счёт всегда есть ответ "а судьи кто?". Как бы не выглядело странно для современного хомяка с мозаичным сознанием, но именно гуманистическая теория снимает моральные барьеры и позволяет грабить/бухать/отдыхать в мировом масштабе, чем представители просвещённой Европы беспробудно и занимаются все последние века.

Не готов сказать, что гуманизм есть порождение Сотоны и подлежит анафеме, но из определения гуманизма совершенно не следует его положительность. Это просто другая система координат - с точкой отсчёта не в Боге, но в Человеке. И при этом, если учитывать опыт человечества, ничего хорошего от такого пересчёта ориентиров не происходит. Да, можно умильно смотреть на жирненькие Европу с Америкой, но это только если не брать в расчёт выжженные ими Африку, Азию и Латинскую Америку - а без второго не было бы и первого. И ведь это тоже - гуманизм, только немного не такой, какой внедряют в головы отечественным сторонникам либерализма.

Гуманизм - это теория, что ничего не может быть превыше человеческих желаний и потребностей, ведь человек - царь зверей. Необходимость вести себя как человек - это всё пережитки тоталитаризЪма; ведь раз ты человек, то ты и так сам по себе - Личность. И некому стукнуть тебя по башке в воспитательных целях - потому что Боженька или СлаваКПСС - это тоже пережитки, и пока ты находишься в рамках закона, ты по-прежнему Личность, даже если ведёшь себя как последняя голливудская звезда свинья. Ведь судьи-то кто? Вот так вот с помощью гуманизма человек деградирует до уровня приматов, как бы это странно не выглядело.

В чём тут основная проблема, на мой взгляд? В отсутствии ориентиров. Ранее не раз уже писал, что современная культура по сути ломает традиции и ориентировку по ним; таким образом, используя технический прогресс для переделки человека во что-то другое, в личностном плане. В гуманистических обществах некому подействовать на Личностей, направить их в нужную сторону - нехай они сами разлагаются как им хочется; и, самое главное - нет возможности сравнить, куда вообще движется общество, потому что "что было, то прошло". Недаром в начале статьи упомянул про протестантизм - эта религия исповедует относительность добра и зла и постоянно модифицируется вместе с обществом - вчера что-то было нельзя, но обстоятельства изменились, и теперь уже можно, таможня даёт добро. А зачем/почему - всем пофиг, "ведь теперь 21-й век" или ещё какая-нибудь откоряка для умственно отсталых.

Приведу достаточно неожиданный пример, практически из собственной работки - занимаюсь автоматизацией метрологии, науки об измерениях; и вот представим, что здесь тоже произошло примерно то же, что и в религии и обществе - ориентиры сбились. Раньше мы ходили с метровой линейкой, но в какой-то момент надоело её с собой таскать, и решили мы поменять линейку на другую, покороче - но по-прежнему называем её метровой. Это у быдло-совков их устаревший метр, а у нас теперь "новый метр" - допустим, 73 см. Тут важно собрать как можно больше единомышленников, которые объявят, что "новый метр" - это куда практичнее старого. Так как у нас свободное общество и некому дать по башке за подлог, то вместе с изменением метра поплывёт и мера площади и объёма - скажем, в "новых метрах" жил-площадь фактически удваивается - было 50 "квадратов", стало почти 100 - супер просто, ничего не сделали, а каков профит! А если не останавливаться, то можно и дальше пойти, какой-нибудь "плавающий" метр ввести, который будет зависеть от времени суток или погоды - как захотел, так и повернул. В итоге будет вообще не ясно, что и сколько, и "скока вешать в граммах" - зато свобода и демократия, и никто не вправе диктовать вам, сколько там длина у метра.

Вот так вот некрасиво получается, когда с мерками точных наук начинаешь лезть в современное общество, изначально базирующееся на гуманитарной ахинее - а когда человек в центре всего, только так и получается. Ибо слаб он и немощен, и без контроля и надзора быстро превращается в скотину.

Поэтому постоянно повторяю и повторяю о необходимости придерживаться традиций и ориентиров. Это некий якорь в постоянно меняющемся мире. Именно он, как ни странно, позволяет человеку оставаться человеком - и расти над собой в нужную ему сторону. Потому что, если менять вместе с изменчивым миром, это какой-то Макаревич получается, а не человек разумный - тот-то мир меняет, а не плавает, куда несёт.

Поэтому всё время напрягаюсь на требования "реформирования Церкви" и "следования за трендами"; в погоне за сиюминутной модой можно ориентировку сбить и отправиться в направлении, которое нужно кому-то другому, но не вам. Нужны какие-то абсолютные ориентиры, чтобы по ним всю остальную жизнь выстраивать - в противном случае рано или поздно придём к "подвижному метру" и анархии во всех сферах жизни. Такое моё мнение.

терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up