Про пафос и превосходство формы над содержанием

Aug 22, 2014 15:24

Когда смотрю на продукцию современной культуры, не оставляет вопрос "что это и как это можно хавать?" Тем не менее пипл активно ведётся, и попробую в этой статье показать некоторые из приёмов воздействия на неокрепшую общечеловеческую психику.

Телевизор смотрю крайне редко, в основном новости - и то по несколько минут в день; тем не менее регулярно на федеральном канале Вести-24 регулярно попадаю на рекламу... истории Чехии. Вот почему-то историю России там не рекламируют, а историю Чехии - пожалте. При этом было бы что там рекламировать - открываем историю и читаем, как их топтали немцы, потом снова немцы, потом обратно немцы - в общем, про независимое государство Чехия история почти и не в курсе. В 20-м веке сперва они отлично повоевали в стиле бравого солдата Швейка; отличились при разжигании Гражданской войны в России - да-да, её начали вовсе даже не большевики, а Чехословацкий корпус. Во второй мировой "братушки" сперва легли под Гитлера и всю дорогу клепали ему танки и самоходки, и только когда уже запахло керосином, кинули старых хозяев и переметнулись к Сталину - про это писал в статье про покаяние. После распада советской системы чехи радостно убежали к сильному господину, вступив в ЕС и НАТО. Независимость? Нет, не слышал.

Что самое смешное, но даже реклама показывает всю анекдотичность ситуации, переводя стрелки с термина "История Чехии" на "Чехия - страна историй", что сразу вызывает ассоциацию с анекдотом "ну, и вы рассказывайте". Но хомяка с отсутствующим критическим взглядом на жизнь подобные логические выверты не запарят, и он схавает рекламную ахинею как миленький - иначе бы подобные ролики не крутили в прайм-тайм на федеральном канале, а видел я тот ролик не раз и не два.

Речь в этой статье не столько про рекламу и уж точно не про наших восточно-европейских "братушек", сколько про воздействие пафоса на человека. Достаточно поставить красивую картинку и читать красивый текст пафосным голосом, и любая ахинея начинает звучать, как нечто, заслуживающее внимания.

По версии википедии:

Па́фос (греч. πάθος - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) - риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.

Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.

Пафос постоянно используется в культуре и искусстве - и, разумеется, в рекламе, как основе современного искусства. Приём этот стар как мир - ну, практически как Греция, а это уже немало. Поэтому, конечно, он сам как приём не виноват в том, что его используют в нехороших целях оболванивания населения.

Собственно главная проблема пафосности - она вынуждает людей думать, что показываемое и рассказываемое - это круто. Хотя если вырезать эту пафосность, то происходящее вполне может вызвать недоумение, а то и вовсе насмешку.
Вот, например, в инете можно найти "клипы без музыки" - видеоряд "классических" произведений, где убрана инструментовка и оставлен только голос:

image Click to view



image Click to view



Сразу куда-то весь пафос девается. :))) И вместо шикарного произведения искусства просвечивает ахинея - собственно, каковой эту "культуру" обычно вижу я, при всех моих симпатиях и к Нирване, и к Элвизу. Ну, покуражились малёх, что ж теперь - считать это крутым? Полноте, судари.

Потихоньку добираемся до сути статьи: одна из многих бед современного общества - приоритет формы над содержанием. Для современников важнее казаться, чем быть, и именно поэтому пафос лезет и тут и там. Современная культура такова - а стало быть, и среднестатистический хомяк считает это нормой, что собственно следует из определения культуры.

Не раз уже писал, что сейчас куда важнее, как ты отдыхаешь, чем как ты работаешь - в том плане, что никого не парит, как ты работаешь зарабатываешь деньги, хоть грабь/убивай; ну, утрирую немного. Потому что любой бандит сейчас может выглядеть как респектабельный гангстер (ололо), и тем самым он будет предпочтительнее каких-то совковых работяг в соляре. Доходит до смешного - в крупных корпорациях вводят дресс-коды у сотрудников, включая технический персонал; особо кошерно выглядят сис. админы в галстуках; ничего, что им по долгу службы приходится пыльные сервера таскать да на карачках ползать, но раз специалист - обязан носить чёрный низ и белый верх; причём такая хрень и в офисах в центре Москвабада, и на якутских базах. А чё, мы ж крутая корпорация, должны выглядеть соответственно! Какая-то феерическая срамота просто; понты, как стиль жизни, на корпоративном уровне.

Я не говорю, что форма не имеет значения - но всё же это внешняя оболочка, и практически всегда куда большую ценность представляет содержимое; но в современной культуре (в широком смысле) акценты напрочь переставлены. В итоге форма получает гиперболизированный смысл, не соответствующий её месту в объективной реальности - выражаясь витиевато. А по-простому - слишком много кривляемся вместо работы.

В частности, институт семьи разрушается не первое десятилетие при помощи всё той же замены содержания формой. В современном мире принято, чтобы партнёры выглядели как можно более статусно - при этом реальное содержимое личности остаётся за кадром. Началось всё это имхо вместе с эпохой кино - когда стало можно окучивать хомяков некими стандартами красоты, которым стало модно соответствовать. При этом в кино, ясное дело, толком не покажешь внутренний мир человека, и вместо отображения личности приходится показывать пафосные картинки - в итоге идеалом женщины сейчас является киношная дива-пустышка, которая всё своё время тратит на собственную внешность; да и мужская часть немногим отстаёт, там тоже критическое значение имеет внешность; ну ещё повадки "крутого" немного.

В традиционном обществе форма также имеет значение, безусловно - красота женщины или мужчины показывает здоровье, и за некрасивого урода тоже никто не пойдёт. Но, как частенько повторяю, в традиционном понимании семья - несколько ширше, чем папа-мама-дочка-сын, это весь род до энного колена; поэтому поведение молодых всячески подрихтовывали старшие. Понятно, что красивые люди привлекательнее некрасивых и будут пользоваться большим вниманием, но это внимание зачастую несёт и негативное воздействие - в частности, способствует "звёздной болезни"; поэтому красавцы и красавицы далеко не всегда приятны в повседневной жизни. Молодёжь под воздействием гормонов над этим не думает, ну так на это есть старшие товарищи, чтобы подсказать и направить; а то и вовсе запретить. Кстати, недавно читал какую-то книжку про "своих" семейских староверов - у них было принято жениться по любви, родители редко прямо запрещали браки детям; однако наверняка советовали, подсказывали и всячески направляли.

А в современном атомизированном обществе, где на первом месте форма, а не содержание, творится что попало; нетрудно догадаться, почему сейчас такой процент разводов. Ведь смыслы начисто перепутаны в головах - важно заполучить как можно более пафосно-статусного партнёра, а как потом с ним жить и детей растить, про это нехай Пушкин думает. Понимаю, что подобные проблемы не только в современном обществе возникают, и наверняка были и в Древней Греции, и в каменном веке - но показываю, где тут засада.

И товары сейчас также производятся не исходя из смысла практичности, а "чтобы продавались", то есть как можно более привлекательной формы - про что писал в недавней статье про ресурсы. Форма важна, спору нет, но исходя из одной только формы, мы попадаем в ту самую логическую ловушку, описанную в вышеуказанной статье - ограничиваемся необходимыми условиями и забываем про достаточность. Вот и получается, что то ракеты не летают, то сборная по футболу из группы выйти не может 20+ лет... Ведь по форме-то всё делаем верно, да про суть вещей думать некому, кроме приснопамятного Александра Сергеевича, и тот, как назло, давно помер.

Упор на форму делает фактически мейнстримом... враньё, сиречь приукрашивание правды - недаром барышни прибегают к помощи пластической хирургии, накладным ресницам и не только, мужчинки соревнуются в приобретении как можно более пафосных вёдер с гайками - совершенно также бессмысленно и беспощадно; и всё это вместе вызывает ощущение победы пластикового мира над здравым смыслом. Апдейт - пост от sharla_tanka почти на ту же тему.

Как-то надо научиться просвечивать взглядом через всю эту пафосную шелуху и уже на суть вещей глядеть - а это только повышением культуры и понимания миры можно достичь. Чего всем и желаю. :)

Ну, и чтобы не пафосничать, в качестве музыкальной иллюстрации вставлю шуточную семейскую песню:



психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up