Про семейских

Jul 10, 2014 15:46

Раз уж завершил в общих чертах описание июньской экспедиции в Забайкалье, в семейский край, самое время рассказать, кто это такие - семейские. :)) Экспедицию ещё доопишу, но попозже - сейчас имхо стоит в терминологии разобраться.

Семейские - это староверы, переселенцы из западных регионов России в Забайкалье; про это см. ниже. Но староверы - это не означает полное соблюдение канонов старой веры (это уже скорее ближе к монашеству), и нынешние староверы - вполне современные люди, тем не менее придерживающиеся старой веры.

Попробую в этом посте описать и историю, и современность семейского края. Если где-то будут неточности - поправки принимаются.

Исторический экскурс

Всё началось ещё в середине 17-го века с реформ патриарха Никона; ещё в до-Петровские времена модернизация Православной Церкви привела к церковному расколу и образованию сразу нескольких старообрядческих течений. Староверы/старообрядцы преследовались со стороны Церкви (которая до 1917-го года была частью государства, то есть это фактически были государственные репрессии), что привело, в частности, к бегству части староверов за рубежи Российской Империи, в г. Ветка, который в ту пору находился в Польше.

С середины 18-го века - с 1735 по 1795-й годы - уже после раздела Польши и вхождения Ветки в состав Российской Империи - местное староверческое население начали массово переселять в Восточную Сибирь. Часть этих переселенцев осела на Алтае, сформировав т.н. поляков - не потому, что поляки, а потому что выходцы из Польши. Дошли они и до нынешнего Казахстана, оказав влияние на формирование бухтарминских каменщиков. Скорее всего, и в Туву они проникли - там до сих пор сильны традиции старой веры, в частности, сохранились действующие скиты - старообрядческие монастыри.

А собственно семейские, про которых речь идёт в этой статье, большими семьями - с детьми, стариками, скарбом и скотиной - прошли через всю Россию до Байкала, и, переправившись через него, осели в Забайкалье - от центра Бурятии до юга нынешнего Забайкальского края.

Существует масса версий, откуда взялось название "семейские"; все сходятся, что это от слова "семья", но в каком контексте? По одной из версий, переселенцы в те края прибывали только мужичками - казаки, каторжники - а целыми семьями только вот эти переселенцы пришли, так и закрепилось за ними это название.

Территория, по которой расселились семейские, достаточно велика, содержит труднодоступные районы и разделена горными хребтами (хотя и не гималайских размеров), и ввиду этого даже внутри семейских не могли не появиться различия. Имхо следует различать минимум две "ветки" семейских - "бурятскую" и "читинскую". Это больше интересно специалистам, наверное, и тем не менее:

Бурятская ветка семейских

В среде фольклористов именно бурятская ветка семейских известна максимально широко. В 1960-х годах в село Большой Куналей зачастили фольклористы, и записали квартет (и даже местами секстет) семейских дедов, ставший классикой семейской песни. Именно про них я писал свой пост про семейские песни. Но, хотя у них особенности семейской песни проявились максимально широко и глубоко, ровно те же слова можно сказать и про другие сёла и даже ветки семейских - об этом ниже.

image Click to view



Именно "бурятская" ветка известна специалистам своими яркими костюмами, янтарными бусами, и крашеными бревенчатыми домами:



Большой Куналей



Молитвенное облачение, с. Хасурта



Село Алтачей

В "бурятской" ветке схожи костюмы, головные уборы - характерные "кички", широкие тканые пояса и так далее. Конечно, в каждом селе свои особенности, но в целом можно легко опознать семейских по характерным деталям костюмов, по тканям и так далее. :)

Читинская ветка семейских
Частенько (как, например, в фильме выше), про читинскую ветку просто забывают. Однако в Красночикойском районе Забайкальского края (бывш. Читинской области) также проживают семейские, с характерными особенностями в культуре, и они отличаются от своих "бурятских" родственников. "Бурятская" ветка более унифицирована - там, видимо, меньше позволялось вольностей - а в "читинской" ветке в каждом селе по массе вариантов костюмов и вообще традиций; одно с. Урлук многого стоит.



Коллектив с. Архангельское (Кочон), Красночикойского района Забайкальского края.
В Новосибирске на фестивале; ноябрь 2011-го года



Этнографический костюм с. Дакитуй, Красночикойский район, Мензенское поселение

"Читинская" ветка семейский ещё более кондовая, нежели "бурятская" - сказывается удалённость от "цивилизации"; до области от Красного Чикоя - 550+ км (до Улан-Удэ ближе, но это всё же "чужой" город); а ведь до него ещё добраться надо. От Урлука до Чикоя - 90 км (по горочкам, но хоть дорожка более-менее), а от Мензы с Укыром - почти 200, да по такой дороге, что быстрее чем за 6 часов не доехать... Вот вам и ответ, почему тут хорошо сохранились старинные традиции.

Современность

У некоторых городских жителей при словах "старовер" почему-то срабатывают стереотипы, и им кажется, что тут все ходят с бородой до колена и в сарафанах с кичками. К сожалению - и местами к счастью - древние традиции отсюда уходят, и найти что-то действительно древнее можно в основном у старых старушек. В таких костюмах, как на фоточках выше, по улицам никто не ходит; даже в церковь ходят в обычном современном.

Хотя, надо сказать, по сравнению с другими, менее удалёнными от центров, регионами страны, тут всё сохранилось на порядок лучше. У многих старых бабушек есть старинные костюмы, причём в сборе - с обувью, платком и иногда кичками... Старинные песни поют в основном энтузиасты своего дела, либо бабушки в ансамблях - хоть так традиции сохраняются... Тем не менее традиции дают о себе знать - у многих в подкорке остаются песни бабушек-дедушек, всё же певческую традицию тут не перешибёшь до сих пор...

Несмотря на удалённость от центра России, тут есть сотовая связь с интернетом, и местная молодёжь ровно так же зависает в соц. сетях, как и жители мегаполисов - ну, может быть, с поправкой на скорость доступа. :)

Главная беда семейского края, на мой взгляд (и не только мой) - общая разруха села и соответственно бегство молодёжи из села. Семейские - сельские жители, в городах их культура не приживается, а молодёжь сейчас вся устремляется в города и просто некому перенимать традиции. Даже если бы и захотели, всё равно это уже получится не традиционная передача опыта, а какие-то наскоки с набегами - как мы из Новосибирска ездим в те края, и ровно так же местная молодёжь появляется "дома". И, надо сказать, это не просто общие стенания - бегство молодёжи из села уже давно приняло масштабы полноценной катастрофы, сёла натурально вымирают; в прошлом году директриса школы Большого Куналея - того самого, с песнями и крашеными домами - пожаловалась, что за 13 лет её работы в школе число учеников сократилось... вчетверо - было 240, стало 60. Это уже даже не война, а какой-то геноцид.

Даже если учесть, что молодёжи сейчас не интересна традиционная культура, культура собственных предков - всё равно, просто некому передавать её, не остаются новые поколения на месте, мигрируют в города. Чисто статистически всё идёт к вымиранию традиционной культуры в этих краях - вместе с остальным населением:



Сельская молодёжь слушает бабушек в с. Укыр

Дети ещё наезжают к бабушкам на лето, а вот кто постарше, те уже не вырываются из своих городов. Какая уж тут передача традиций.

Семейская традиция - обоих веток - степенная и кондовая, и она плохо вписывается в современную культуру, которая требует не образовывать, не сопереживать и не совместно творить, а развлекать людей. Возможно, именно поэтому семейская молодёжь, даже приходя к традиционной культуре, частенько начинает интересовать не собственными корнями, а... казачеством. Там же ух, два притопа-три прихлопа, пляски с саблями и всё такое. Хотя, надо сказать, у казачества, с которым приходилось иметь дело в экспедициях - у кубанских казаков, не говоря уже о некрасовцах - тоже как-то не заметил той колбасни, которую так любит хавать современный пипл.

Считаю, что шансы сохранить традиционную культуру - пусть в слегка трансформированном, модернизированном, виде - таки есть, но для этого как минимум надо сменить экономическую модель общества, чтобы вернуть население в вымирающие деревни. И пора переставать стыдиться русского - тогда и старинные костюмы смогут снова появиться на улицах, хотя бы в виде праздничных и обрядовых нарядов; но для этого опять-таки культурная политика должна смениться. Энтузиасты типа хасуртайского Виктора Филипповича и в нынешних реалиях умудряются молодёжь погружать в традицию, но это - единичные случаи, всю массу не раскачать...

Всё сказанное в последних абзацах касается, вестимо, не только семейского края, но и большинства других традиций, сохранившихся по всей России - и местами за пределами.

Надеюсь, кому-нибудь станет понятнее, зачем мы ездим за тридевять земель в глухомань за песнями. Вообще, что такое русские традиции, в традиционном и современном виде. Ну, и что за люди проживают в этом далёком краю.

Забайкалье, терминология, размышления, культура, фольклор, коллективы

Previous post Next post
Up