Укыр, первые посиделки - 12 июля 2013 г.

Aug 03, 2013 15:48

<<< К сводной странице экспедиции <<<

После тяжёлой 7.5-часовой дороги мы наконец-то добрались до с. Укыр - семейского села, входящего в Мензенское поселение. Про него мы не знали ровным счётом ничего - только то, что тут когда-то давно, лет 10-15 назад, побывали Вячеслав Асанов и Наталья Кутафина, новосибирские фольклористы (Наталья - дважды). В Мензе бывала наша Оксана Ильинична, но про Укыр ничего толком не рассказывала. Хотя это и рядом.




Улочка в Укыре

Места здесь совершенно чумовые, и виды села тоже, но мы были уже слегка устамши с дороги и собирались ехать дальше, до Мензы, где хотели заселиться в гостиницу (их там целых три, как сказали местные жители), и там уже будь что будет. Но - как это у нас повелось в эту экспедицию, планы планами, а импровизацию никто не отменял. Едучи по улице уже как бы в Мензу, увидели на скамейке каких-то бабусек, и решили пристать на тему "знаете ли песни, есть ли старинности". Оказалось - знают, старшей из них (Арефьева Анна Демидовна) уже 88 лет и она была в списке укырских "носителей", которые мы предварительно переписали ещё в Красном Чикое; но об этом мы узнали много позже.

Песни петь сперва они отказывались, ссылаясь на то, что не пели уже года три. Но старинные костюмы показали, принесли сарафан, запон и пояс. В этот костюм тут же обрядили нашу Юлю - она у нас спец по костюмам:



Бабушки на скамейке уже принесли старинный костюм.



Юля в Укырском костюме. Правда, без чирков (обуви) и чулок, и головного убора.

Собственно вот так, из обычной остановки и получилась собственно суть экспедиции - эдакого у нас впоследствии было ещё немало. Как я уже говорил, традиция ещё жива, хотя местами уже совсем еле-еле, но пока что перенимаем её живьём.
С песнями всё никак не ладилось. Бабушки принесли книжку "Сторона моя, сторонушка" с семейскими песнями (Игорь её всю отснял на фото, хотя она есть у Юли в бумажном виде) и по ней пытались вспомнить песни своего села - там есть и укырские, и мензенские, и куналейские, и всё такое. В ноты, понятно, не умеют - но хоть слова вспомнить... В итоге решили сходить за тётей Полей - она всё знает и споёт:



Что-то голосок уже не тот!



...Пойдём и приведём!..



Тётя Поля идёт.



Трио в сборе. Слева направо:
Зорина Мария Елистратовна, Арефьева Анна Демидовна, Карелова Ольга Максимовна.

Тётя Поля (по паспорту почему-то Ольга) - прирождённый лидер, она тут же попросила убрать книжку и стала вспоминать песни по памяти. Процесс быстро пошёл - она не только помнила песни, но и "выводила" (пела верхний голос). Собственно за этими песнями мы и ездим в такие дальние края.
Записей пока нет в готовом виде, но - будут. :) Снимали на 2-3 камеры и писали на пару диктофонов.

Надо сказать, что наша машинка минимум полчаса стояла просто посреди улицы и никому особо не мешала - пока не прошёл КАМАЗ из магазина:



Зачем парковаться, если можно постоять тут

Так как мы сидели просто на лавочке на улице, то вокруг начал собираться народ. Причём некоторые тоже поют, но уже современные песни, а у бабусек не перенимают. Пока.


Более молодое поколение поёт, но песни не перенимает

Я уже про это писал и говорил неоднократно - одна из проблем современной российской народной культуры - в разрыве поколений. Старики ещё помнят, молодёжь - как это ни странно может показаться - вполне благожелательно эту же культуру воспринимает, хоть в городе, хоть в деревне - потому что искренняя. Но у молодёжи всё-таки другие ориентиры, ритм жизни, гормоны и всё такое - в итоге их уносит в непонятном направлении. А вот серединки, которая бы была уже более понявшей жизнь, достаточной деятельной и способной сохранить традицию и культуру ещё какое-то продолжительное время - практически нет. Там, где она есть, там всё в порядке и волноваться за состояние культуры не стоит - например, в Хасурте достаточно нескольких активистов, и всё кипит и градус только повышается. Но в массе своей - не так, увы.

А пока записывать бабусек и перенимать их песни, разговоры и вообще - приходится нам, заезжим "туристам":


Посиделки

Хотя подошедшая внучка бабы Поли, Аня, вполне благожелательно воспринимала происходящее, но что толку - она учится и живёт в Братске, что вообще с другой стороны Байкала, и приезжает только на лето. Об этом я уже писал в постах про безлюдье и разруху. Некому перенимать-то, молодёжь утекает из села.


Аня слушает бабушку

Вообще, как уже говорил, наш приезд дал возможность местному населению послушать старинные песни своего села. Чудеса, да и только. Проезжавшие мимо пацаны на велосипедах остановились и простояли почти до конца "мероприятия":


...потому что мы - банда!..



Стоят, слушают



Техника - это интересно



Бабушки рассказывают, Анита записывает, Юля не спит.

Затем всё-таки бабушки устали и разошлись, посидели-пообщались в итоге больше 2 часов. Договорились о встрече назавтра в клубе, согласовали с директором клуба Верой, и поехали дальше, в Мензу.
Про село Укыр ещё будет рассказ, место шикарное, и атмосфера там фантастическая (не только в плане воздуха :)), но на сегодня - хватит.

Видеозапись этих посиделок:

image Click to view



Доехали до Мензы через мостик. Там их два - старый и новый:


Старый мост через реку Менза



Новый мост

Добрались до Мензы и заселились в совершенно феерическую гостиницу, про что я снял небольшой ролик:

image Click to view


Время было уже позднее, поэтому мы решили не продолжать экспедиционную программу, а просто пойти на речку, посмотреть на закат.

<<< К сводной странице экспедиции <<<

поездки, Забайкалье, фоторепортаж, культура, фольклор, "Полынь"

Previous post Next post
Up