Немного расскажу про самую восточную точку моих поездок в этом году - город Нерюнгри, что на юге Якутии.
После поездок в
Ангарск и
Братск немного
переехал по БАМу (2 суток - фигня вопрос) до южных ворот Якутии - города
Нерюнгри. В этом городке мне пришлось подзадержаться аж на 5 суток (против 2-3, обычных для меня), но всё равно много я про него не узнал, хотя и есть что сказать.
Я у городской стеллы по дороге в еропорт
Нерюнгри стоит на сопках, достаточно высоко над уровнем моря; по данным википедии, средняя его высота - 837 метров; от местных я слышал и цифру 960 метров. Это, в частности, означает, что тут немножко холодно.
На термометре -24 - по местным меркам, лето!
Город, в отличие от всё того же приснопамятного Норильска, не вызывает ощущения уныния и заброшенности:
Проспект Ленина
Свежий снежок в Нерюнгри
В тёмное время суток тут тоже достаточно симпатишно
Нерюнгри - город шахтёрский (рядом находится угольный разрез), и одним из центральных праздников в городе празднуется День Шахтёра. Правда, кое-кто из местных мне рассказывал, что карьер, которому город обязан возникновением, сейчас собираются закрывать - относительно недалеко (по якутским меркам) обнаружили другое угольное месторождение, там добывать проще и дешевле. Так что перспективы города весьма туманны.
Относительно недавно в город пришла Транснефть - упомянутая мною ранее
восточная труба в Китай. Безусловно, это серьёзный бонус для экономики города; но особенности нефтянки таковы, что работников в ней задействуется меньше, чем в угольном производстве. С точки зрения эффективности и прибыльности - конечно, она лучше. А вот куда девать "лишних" работников - про это дела никому нет. Вот и уезжает отсюда народ.
Надо сказать, и нефтяники тоже не все в восторге. Да, получают они много, да, отпуска большие, но, как известно, аппетит приходит во время еды. Просто деньгами нашего человека не возьмёшь - ему какие-то смыслы подавай и всё такое, обо что я уже писал
в статьях про мотивацию. В итоге люди, даже получающие огромные по местным меркам деньги (да и по любым другим расейским меркам - тоже), одним глазком всегда смотрят на запад.
Здесь ещё накладывается дополнительная специфика национальной республики - по словам всех подряд местных, по всей республике - засилие якутОв (на второй слог ударение обычно делают :)) - всё начальство, весь "бюджетный" сектор забит якутАми, а в шахте и на трубе их нет совсем. Обычное для России заигрывание с национальными окраинами и тут создаёт свою долю напряжённости в обществе.
Так, например, в республику не пускают альтернативные авиакомпании - тут летает одна местная "Якутия", что приводит к соответственным ценам на билеты. Хотя мне и удалось купить билет Нерюнгри-Новосиб относительно дёшево - за 13к, но такой же по дальности перелёт Нск-Мск стоит чуть не втрое дешевле - 5-6 тыров, если немного постараться поискать. И, что ещё более странно, перелёт Нерюнгри-Якутск (800 км) стоит почти столько же, сколько и полёт до Новосиба (более 3000 км). Как обычно, гримасы региональной авиации.
Ещё немного авиационного и транспортного: город строился с размахом, с прицелом на будущее - никто ж в ту пору не знал, что свобода и 300 сортов колбасы означают разруху и остановку промышленности... В итоге аэропорт находится в часе езды от города (ну, это ещё можно объяснить рельефом), и ж-д вокзал также далеко - минут 15-20 езды от жилой зоны; её планировали расширять, но где там... Аэропорт начали реконструировать (или строить заново) под самый занавес кровавого большевистского режима, так что нынче он ютится в первоначально запланированном багажном отделении еропорта (даже после Братского аэропорта тут всё выглядит смешно), а здоровенные здания пассажирского терминала давно превратились в руины. Всё как всегда - чем дальше от центра, тем всё сложнее объяснить людям, почему свобода это хорошо, а СССР - это плохо.
Один светлый лучик во всём транспортном бедламе - из Нерюнгри до Нска летел на неожиданном для такого рейса авиаведёрке:
Угадайте, что это? Сухой Суперджет! :)))
Вот такая вот неожиданная встреча с самым новым расейским самолётом -
SSJ. Вот только что
летел на новом Ан-148 - и тут же ещё одна новинка. В общем-то, судя по ценам на билеты, внедрение новых самолётов в данной авиакомпании более чем очевидно, но с другой стороны - РЖД же катается на старых советских вагонах чуть ли не веками, при аналогичных ценах, и ничего... Так что в целом такое применение средств можно только приветствовать.
В дополнение к сказанному, хочется добавить, что среди персонала аэропорта и самой авиакомпании ни одного якута высмотреть не удалось, хотя и пытался. Вот такая вот интересная "Якутия".
Вчера прилетел, сегодня уже собираю манатки и еду в город Омск (ну, тут совсем рядом, 8 часов на поезде); затем, по приезду, защищаем с
бандой звание "народный коллектив", а затем снова лечу - в очередной, юбилейный, неизвестно который по счёту раз - в город-герой Норильск... Век воли не видать, блин...
Апдейт от 25.5.2017 - обновил ссылочки на фоточки.