Часть I: Три главные жены-фаворитки Часть II: Дочери-принцессы Часть III: Любимый мальчик-фаворит Часть IV: Повелитель Ирана Часть V: Быт и нравы гарема Часть VI: Жемчужины гарема Малиджак (1879-1940) - фаворит и любимый мальчик шаха.
Антон Севрюгин, Насер ад-Дин Шах, Малиджак и Этемад эс-Салтане
Внимание, некоторые могут счесть данные материалы неприемлимыми!
На самом деле, было два Малиджака, сначала, в середине 1860-х годов, привязанностью шаха пользовался Малиджак I, юный сын бедного пастуха, чья сестра Амина была отдана в услужение Анис-аль-Дауле. Говорят, что любимая жена шаха пожалела некрасивую девушку со шрамами от ожогов, купила её у родственников за ничтожную сумму и вылечила. Вскоре Амина превратилась в грозную соперницу для любимой жены Насер ад-Дин Шаха.
Амина Агдас
Когда её брат подрос и перестал пользоваться благосклонностью Насер ад-Дина, хитрая Амина Агдас научилась манипулировать шахом, используя его привязанность к своей трехцветной кошке Бабри Хан. Коварное убийство Бабри (см первую часть), казалось, положило конец влиянию фаворитки. Однако откровенно некрасивая, но обладающая изощренным умом и умело играющая на слабостях шаха Амина Агдас решила продолжить карьеру "поставщицы удовольствий" для повелителя Ирана.
Она удачно вспомнила, что подрастает Малиджак II, её племянник и сын Малиджака I-го. В середине 1880-х, благодаря посредничеству Амины Агдас, юный мальчик (ребенку на тот момент было около пяти лет) был представлен Насер ад-Дину. Очень скоро шах сделался просто одержим новичком.
Малиджак II в детстве
Голам Али-хан (по прозвищу Малиджак) получил почетное именование - Азиз-эс-Салтане. Мальчику позволялось все - пренебрежение гигиеной (от него почти всегда исходил неприятный запах), любые шалости в гареме, проделки, дерзости, непослушание. Прозвище малиджак - "маленький воробышек", целиком и полностью олицетворяло хозяина.
Помните фотографию из прошлого поста? Так вот, паясничающий мальчик на снимке - Малиджак II.
Лайла Ханум (жена шаха, слева), Фахр аль-Даула (слева) и Форуг аль-Даула (в центре),
над ними Голам Али-хан Азиз-эс-Салтане (Малиджак)
Амина Агдас стала могущественной фавориткой, правда, она уступала по влиянию Анис-аль-Дауле, но шах ей тоже сильно дорожил. Когда Амина начала страдать заболеванием глаз, Насер ад-Дин, не доверяя местным врачам, послал её на лечение в Европу. Лечение не помогло, практически ослепшая фаворитка вернулась в Иран. Шах продолжал оказывать ей должные знаки внимания, дарить богатые подарки, а позже был очень опечален смертью Амины, скончавшейся от апоплексического удара.
Насер ад-Дин Шах
Своих собственных сыновей Насер ад-Дин Шах лаской отнюдь не баловал, но мальчик-фаворит был на особом положении. Он рос в гареме.
Существуют разные мнения касательно природы отношений шаха и Малиджака.
Некоторые предполагают, что после смерти первенца от главной любви Насер ад-Дина, Джейран (см первую часть), место любимого сына было вакантно, поскольку никто из прочих сыновей шаха так и не смог его занять. И маленький оборвыш затронул сентиментальные струны в сердце владыки Ирана. Также предполагают, что Насер ад-Дин баловал мальчика, вспоминая собственное безрадостное детство. Не совсем ясно, правда, почему бы ему не баловать своих собственных сыновей, а не чужого ребенка.
В зрелые и поздние годы у шаха был тяжелый, пессимистичный характер, он отовсюду ждал несчастий и подвохов, был крайне тревожен. Шаловливый проказник Малиджак развлекал правителя, позволял отвлечься от тяжелых дум. Проводя время с мальчиком, шах отвлекался от проблем гарема, где приходилось разбирать жалобы, просьбы и скандалы жен (вот тут верю, верю! 84 жены - это же проблем-то сколько!)
иллюстрация по книге Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography: Desirous Bodies by Staci Gem Scheiwiller, Routledge, 2016
Этемад эс-Салтане - придворный ученый и глава Королевского бюро переводов, саркастично величал мальчика "романтической любовью шаха", и на его прямой вопрос о причине столь сильной любви повелителя, Малиджак ответил: "а почему Махмуд желал Аяза?"
Мальчик сравнил свои отношения с шахом с легендарной привязанностью падишаха государства Газневидов Махмуда Газневи к
Малику Аязу. Махмуд Газневи, Малик Аяз и Аббас I Великий, Тегеранский музей современного искусства
Айн-аль-Салтане, второстепенный член королевской семьи Ирана, называл Малиджака "наложницей шаха". Мальчика все ненавидели, но льстили любимцу правителя и во всем ему потакали. Для его развлечения был организован специальный оркестр из мальчиков, есть мнение, что даже первый зоопарк в Иране изначально был основан ему в угоду.
В своих воспоминаниях* Азиз-эс-Салтане (Малиджак) гордо заявляет "любовь шаха ко мне достигла стадии о которой невозможно писать.... Он держал меня в объятиях и целовал будто одну из своих величайших возлюбленных".
Пока мальчик был маленьким, шах скрывал его в гареме от других мужчин, друзьями по играм Малиджака были девочки, он даже посещал вместе с ними баню. В нарушение всех традиций шах запретил совершить ему обрезание.
В итоге, Азиз-эс-Салтане вырос ненавидимым всеми избалованным бездельником, окруженным собственными слугами и пажами.
Насер ад-Дин Шах и подросший Голам Али-хан Азиз-эс-Салтане (Малиджак)
Существует одна показательная история. В 1873 году шах предпринял тур по Европе, его сопровождала любимая жена Анис-аль-Даула (см первую часть) и Малиджак (полагаю, что речь идет о Малиджаке I-ом, которому на тот момент было около 12 лет). В Стамбуле Насер ад-Дину преподнесли в подарок наложницу, двенадцатилетнюю рабыню-черкешенку. Дабы не скандализировать западное общество, черкешенку переодели в платье юноши, и она сопровождала шаха в Европу. Однако Анис-аль-Даула была отправлена из Москвы обратно домой из-за проблем с дипломатическим протоколом. Повелитель Ирана продолжил путешествие с Малиджаком и юной переодетой черкешенкой.
Анис-аль-Даула и Голам Али-хан Азиз-эс-Салтане (Малиджак II)
В иранском обществе 19 века тело мальчика или юноши, ещё лишенное признаков мужской зрелости, считалось очень желанным (наравне со зрелым женским телом). Это не понималось как гомосексуальное влечение. Для зрелого мужчины было недопустимо выказывать желание по отношению к другому зрелому мужчине, понятно, что границы иногда нарушались как и в любом обществе, но это было табу.**
Нанять проститутку любого пола считалось противозаконным, но взять на содержание мальчика в качестве слуги для удовлетворения нужд хозяина было абсолютно приемлимым. Мальчики из бедных семей, при пособничестве своих же родственников, зачастую были вынуждены выбрать эту стезю.***
В юношеской красоте ценились стройность, гибкость, изящество, отсутствие растительности на лице. Но, надо заметить, что современники отзывались о Малиджаке как о весьма некрасивом мальчике, едва ли не уродливом.
Яхья Хан Гаффари, Малиджак
Интерес к мальчикам и юношам во многом был обусловлен запретом на публичное лицезрение женского тела и недоступностью женщин. Когда женщина выходила из дома, конечно, в сопровождении мужа или старших родственников, она была с головы до ног закутана в чадру.
персидские женщины на улице
Интересно, что именно Насер ад-Дин первым попытался переломить ситуацию, он повелел женщинам ходить с открытыми лицами, но его "революционные изменения" потерпели фиаско, поскольку духовенство наложило запрет на подобные "греховные намерения".
Частные труппы актеров мужчин давали представления на дому, сопровождавшиеся музыкой и танцами. В определенные дни они же участвовали в религиозной мистерии под названием
тазия, театрализованном представлении в память о мученической смерти Хусейна ибн Али.
Однако в данном посте речь идет именно о домашних выступлениях, все женские роли исполнялись юными изящными мальчиками (в возрасте 10-17 лет). Эти представления зачастую выходили за рамки приличия. Перед хозяином дома и его приближенными танцевали переодетые женщинами стройные и гибкие юноши, женщинам же запрещалось присутствовать на представлении, но они могли, с разрешения хозяина дома, подглядывать из специально прикрытых решетками окошек или щелочек.
На мой взгляд, это очень напоминает
бача-бази, характерный для Центральной (Средней Азии) и распространенный и в наши дни на территории Афганистана и Пакистана. Обычай, когда переодетые в женское платье мальчики допубертатного возраста танцуют перед клиентами, иногда все ограничивается только выступлением, но также есть возможность купить потом маленького танцора на время.
Танец «бача». Самарканд, ок. 1905-1915, фото Прокудина-Горского
Василий Верещагин, Портрет бачи
Сведений по персидским материалам опубликовано значительно меньше, чем турецких или среднеазиатских, но данные во многом совпадают. Поэтому я позволила себе привести здесь иллюстративные материалы по бача-бази для наглядного понимания того, как могли выглядеть юные переодетые актеры-танцоры.
бача-бази наши дни (Афганистан)
бача-бази наши дни (Афганистан)
Раз в год в Тегеране устраивались скачки. Перед ними обычно исполнялись национальные танцы, поскольку женщины из-за правил приличия не могли демонстрировать свое искусство перед большим количеством зрителей, то танцевали юноши в мужской одежде и переодетые девочками мальчики.
Иран, мальчики-танцоры
Однако для созревшего мужчины подобное поведение было неприемлимым, от него ожидали вполне "традиционных мужских качеств".
Вот как изображены Насер ад-Дин и его подросший фаворит в иранском историческом телесериале
Soltan-e Sahebgharan 1974 года актеры иранского телесериала Soltan-e Sahebgharan (1974), изображающие шаха и Малиджака
В этом маленьком фрагменте на персидском в первые секунды ролика можно лицезреть нежное пробуждение розой, а начиная с 5:17 шах поглаживает голову фаворита, которую тот склонил на колени своему повелителю. Малиджак явно что-то выпрашивает.
Click to view
Любопытный факт, Тадж эс-Салтане, одна из самых любимых дочерей-принцесс шаха (см вторую часть) упоминает в своих мемуарах, что на протяжении многих лет Голам Али-хан (Малиджак), мальчик-фаворит её отца, был влюблен в нее, и что его увлечение продолжалось даже после того, как он женился на Артар-аль-Дауле, старшей сестре Тадж.
Тадж эс-Салтане
В своих собственных мемуарах* Голам Али-хан (Малиджак) также сообщает о Тадж, к примеру, о ее визитах к его жене, ее разводах и браках. Но в них нет и следа влюбленности.
Первой женой подросшего шестнадцатилетнего Азиза-эс-Салтане (Малиджака), как уже упоминалось, стала принцесса Артар-аль-Даула, старшая сестра Тадж эс-Салтане.
Тегеран, Дворцовый комплекс Голестан, Свадебная церемония Азиза-эс-Салтане (Малиджака) и Артар-аль-Даулы
Супруги жили в роскошном особняке.
Азиз-эс-Салтане в зрелые годы
Но после смерти венценосного покровителя звезда фаворита стала неуклонно клониться к закату. Артар-аль-Даула впоследствии с ним развелась.
Азиз-эс-Салтане со своей второй женой и ребенком
Азиз-эс-Салтане женился вторично, на данный момент о его дальнейшей судьбе известно мало. Он жил в безвестности и умер в возрасте около 60-ти лет чуть ли не на улице, не успев вернуться домой (как воробышек), вероятно, от сердечного приступа.
Азиз-эс-Салтане
Sic transit gloria mundi
* - я не нашла эту книгу, но в источниках о ней не раз упоминается, Азиз-эс-Салтане начал писать воспоминания после смерти шаха, цитаты по книге Sexual Politics in Modern Iran by Janet Afary, Cambridge University Press, 2009
** - источник данной информации Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography: Desirous Bodies by Staci Gem Scheiwiller, Routledge, 2016
*** - Sexual Politics in Modern Iran by Janet Afary, Cambridge University Press, 2009
продолжение следует
Источники:
- Women in Iran from 1800 to the Islamic Republic, Lois Beck, Guity Nashat, University of Illinois Press, 2004
- Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography: Desirous Bodies by Staci Gem Scheiwiller, Routledge, 2016
- Sexual Politics in Modern Iran by Janet Afary, Cambridge University Press, 2009
- Veils and Words: The Emerging Voices of Iranian Women Writers, Farzaneh Milani, I.B.Tauris, 1992
- Pivot of the Universe: Nasir Al-Din Shah Qajar and the Iranian Monarchy, 1831-1896, Abbas Amanat, I.B.Tauris, 1997
- The Encyclopædia Iranica
- The Qajar (Kadjar) Pages