"карты" нарративной практики как основа для личной письменной практики

Mar 16, 2013 16:02

После того, как моя презентация про нарративные письменные практики закончилась, ко мне стали подходить участники и делиться разными своими мыслями. Несколько человек сказали, что пытались использовать в качестве основы для личной письменной практики разные "карты" нарративной практики, но сделать из этого регулярную письменную практику у них не ( Read more... )

нарративная терапия, дневниковедение, личный опыт

Leave a comment

Comments 26

06_apple March 16 2013, 08:24:09 UTC
Меня зовут Ольга. Мне очень интересно то, о чем вы здесь пишете. Раньше я никогда ничего не слышала о подобных практиках. Но, видимо, чем то похожим я занимаюсь интуитивно. Я веду дневник, где не просто записываю свои мысли, но четко формулирую их по пунктам. Например, если меня что-то беспокоит, я пытаюсь разложить свои чувства по полочкам: почему меня беспокоит то или иное событие, действие, что бы я хотела изменить и т.д. Мне это помогает разобраться в первую очередь в отношениях с людьми, разобраться со своими чувствами. Почему именно я испытываю их,как это связано с моим мироощущением и ежедневными поступками и действиями. Постепенно разматывание таким способом клубка мне помогает ставить определять и ставить перед собой реальные цели и идти в направлении их достижения. Подскажите, пожалуйста, что можно почитать об этих практиках.

Reply

writing_cures March 16 2013, 09:20:58 UTC
Здравствуйте, Ольга!

Письмо "по картам" - это частный случай одного типа дневниковых упражнений (в классификации Кэтлин Адамс он называется structured write). Про карты нарративной практики сами по себе можно почитать в книге Майкла Уайта, которая так и называется - "Карты нарративной практики". Она вышла на русском языке в 2010 году в издательстве "Генезис". В этом блоге было несколько материалов по structured write, вот, например:

Дневник личного и профессионального роста: http://writing-cures.livejournal.com/1237.html

Опросник для себя в ситуации тревоги и замешательства: http://writing-cures.livejournal.com/33922.html

Структурированный эмоциональный дневник: http://writing-cures.livejournal.com/62407.html

Reply

06_apple March 16 2013, 09:49:06 UTC
Спасибо!

Reply


fox_kate March 16 2013, 09:00:16 UTC
Даша, а можно вас спросить, что для вас является ориентиром окончания какой-либо письменной практики (например, описываемой)?
Я с картами не работала, поэтому, к сожалению, на ваш вопрос ответить не могу.

Reply

writing_cures March 16 2013, 09:15:02 UTC
Окончания конкретного "присеста" или окончания использования той или иной практики в определенный период времени?

(если можно, зовите меня "Дарья", мне так приятнее :)

Reply

fox_kate March 16 2013, 09:18:28 UTC
Окончания использования самой практики да, в определенный период времени.

Конечно, Дарья:)

Reply

writing_cures March 16 2013, 09:25:04 UTC
Для меня ориентиром является ощущение пресыщения, сильное нежелание браться за эту практику. В письменных практиках есть правило "не насиловать себя". Считается, что целостный организм, если у него сохранилось хоть какое-то доверие себе, сам выставляет себе "предохранители". У каждого человека в конкретный период времени может выработаться свой баланс - сколько, как и о чем писать. Некоторые пишут каждый день по чуть-чуть, некоторые не пишут месяцами, а потом устраивают себе "ретрит" и пишут несколько дней подряд.

Reply


hloflo March 16 2013, 09:06:37 UTC
Очень хорошая карта. Спасибо, Дарья. Пробежалась по ней мысленно, взяв за событие наш проект.

В этой связке вопросов:
"6. Чего Вы стремитесь придерживаться в своих поступках, чтобы принципы, о которых Вы говорили только что, могли бы реализоваться?
7. Если бы Вам удалось помнить об этом, как эти данные себе обещания могли бы реализоваться в поступках в ближайшем будущем?"

мне не хватило одного вопроса-модулятора, позволяющего смоделировать и закрепить картинку ближайшего будущего, которое изменилось благодаря этим поступкам. Но у людей с травмой, возможно, такой вопрос вызовет опасение.

Reply

writing_cures March 16 2013, 09:13:43 UTC
Это Майклу Уайту спасибо в первую очередь :)

А как мог бы выглядеть этот вопрос-модулятор, как тебе кажется?

И кстати, я за этим термином ("вопрос-модулятор") прямо чую классификацию вопросов. Если она у тебя есть, поделишься?

Reply

hloflo March 16 2013, 09:39:32 UTC
Вопрос: Как это изменило бы вашу жизнь (например, через месяц/полгода)? Чем были бы наполнены ваши дни в связи с этими изменениями? Что нового появилось в ваших планах?

Это я для себя разделяю на вопросы-активаторы и вопросы-модуляторы.
Активаторы дают возможность активировать - вербализировать то, что человек не проговаривал для себя ранее, т.е. не осознавал. Вытащить то, что уже было, но было тайной.

"Что в этом было наиболее важно для Вас? С какими вашими жизненными ценностями это связано?" - активирует ценности, о которых человек, возможно, не задумывался ранее.

Модуляторы я часто использую в своих проектах - это вопросы, которые вытаскивают образы как бы из "будущей памяти", заставляют смоделировать картинку будущего не логически, а с помощью возникающих спонтанных образов, работы правого полушария. Помнишь, как в компаньонаже участники "вспоминали", что было в 2020 году?

Reply

writing_cures March 16 2013, 09:47:46 UTC
Да, согласна, что такие вопросы-модуляторы были бы в этой точке карты очень к месту. Практика показывает, что лучше всего они срабатывают не в одиночной самостоятельной работе, а именно в диалоге или групповой работе (компаньонаже, например).

В нарративной практике вопрос о "памяти о предпочитаемом будущем" иногда называется "посещение доброжелательным привидением из будущего" :)

Reply


nasse March 16 2013, 10:01:26 UTC
О, спасибо.
Из всего разнообразия карт нарративной практики для меня привычными рабочими инструментами являются 1-2. Ценно вспомнить, что еще есть в кладовке.

Reply

writing_cures March 16 2013, 13:22:33 UTC
очень даже, мне кажется :)

Reply


_lyoka_ March 16 2013, 13:08:06 UTC
Дарья, я вот хочу спросить то, что столько времени боялась :)

В книге Майкла Уайта все очень разложено и расписано, но нет вот такой хорошей структурированности, которую даете Вы - где Вы ее берете? :)
У меня прямо таки иногда возникает ощущение, что я какого-то другого Майкла Уайта читала, хотя перевод Ваш :).

Reply

writing_cures March 16 2013, 13:21:55 UTC
Елена, возможно, я действительно читала какого-то другого Майкла Уайта. Дело в том, что а) я у него прошла несколько семинаров; б) я читала и остальные его книги; в) я просмотрела около 400 часов видеозаписей его работы; г) я читала остальную англоязычную литературу по нарративной практике; д) у меня несколько сотен часов стажа преподавания этой самой нарративной практики :)

Reply

_lyoka_ March 16 2013, 14:11:07 UTC
И все же... :)
Кто как их придумывает и сколько их существует?

Мне описанная карта понравилась еще когда я увидела ее у Вас в ФБ - впрочем рассказывала, как я ее под себя "докручивала".

По опорам, которые описаны в "Картах наративной практики" я пыталась придумать "опросник" для ситуаций с сыном после его больницы, но у меня не получилось так хорошо структурировать и ясные формулировки сделать. Хоть доктор и говорил, что мои "опоры" работают, но сам метод их формирования остался для меня тайной, интуицией, а, Вы ж знаете, я же так не могу - мне надо рационально :). Как Вы это делаете?

Reply


Leave a comment

Up