Некоторое время назад я проводила анонимный опрос об обратной связи по семинарам, которые я проводила в этом году в Москве. Люди, в частности, отвечали на вопросы о том, что им запомнилось, оказалось ценным и полезным. Среди разных письменных практик люди отметили так называемый "дневник личного и профессионального роста", позаимствованный мной году в 2003-2004 с сайта университета Массей в Новой Зеландии, дисциплина "психология сообществ".
Будущим психологам сообществ предлагалось завести блокнот или тетрадку, и на внутренней стороне обложки записать себе четыре вопроса:
1. Что я сделал хорошо?
2. Что это говорит о том, что для меня важно? Какие у меня есть умения?
3. Что бы я в следующий раз стал делать по-другому?
4. Чему мне для этого необходимо научиться?
Эти наводящие вопросы помогают занять активную позицию в учении - в любом контексте.
Оценки за этот дневник студентам не ставились, естественно, но примерно раз в три месяца студенты должны были представить своему супервизору рефлексивное эссе на 2-3 страницы, в котором им предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Какие темы повторяются?
2. Чего не хватает из того, что должно бы быть?
3. Какие изменения произошли в записях?
4. Что стало более важным?
5. Что стало менее важным?
6. Как изменилось с тех пор ваше восприятие и понимание ситуаций?
7. Как изменилось ваше представление о том, что значит "быть профессионалом"?
8. В чем вы стали более уверены?
9. С какими ситуациями вы стали справляться лучше?
Обсуждение этого эссе с супервизором, насколько я понимаю, и являлось "зачетом".
Я знаю, что несколько человек из нарративного сообщества взяли эти вопросы за основу и стали у себя на работе проводить мероприятия, способствующие взаимной поддержке и взаимному обучению сотрудников.
А где бы эти вопросы могли оказаться полезными для вас?