про интеграцию цыган и народов Севера

Mar 22, 2022 18:43


Меня всегда интересовали проблемы приобщения к современной жизни народов с особой «экологической нишей» или особой историей - вроде швейцарских енишей (Jenische; остатков бродячих ремесленников немецкого Средневековья), цыган или аборигенных народов Дальнего Востока и Севера. С одной стороны понятно, что приобщать их надо - ведь они не рождаются ( Read more... )

прогресс, социология, национальная дифференциация, общество, ссылки

Leave a comment

neoakut March 23 2012, 11:42:21 UTC
"Вследствие низкого уровня образования многие цыгане не воспринимают и ( ... )

Reply

neoakut March 23 2012, 20:07:35 UTC
Да, конечно, это так, только то же самое относится ко всем языкам мира. В любом языке есть исконные слова (т.е. восходящие к древней праязыковой эпохе), образованные от родных корней, прозрачные этимологически. А есть слова заимствованные. От того, что какое-то слово заимствованное, оно не делается в меньшей степени принадлежащим данному языку. Просто оно должно чуть-чуть обкататься, чтобы стать совсем привычным. Вот, скажем, в русском языке слово "средний" - это слово не русское (а заимствованное из болгарского), но оно никем не ощущается как нерусское. Или слова "форма", "небо", "вратарь", "мощь" - все эти слова вошли в русский язык из других. Если измерять количество корней (а не просто слов, которые очень трудно пересчитать), то можно сказать очень приблизительно, что обычно в языках их всего от полутысячи (условно) до нескольких тысяч (при этом количество корней ни в коей мере не определяет "богатство" языка). Часть корней - исконные, а часть - заимствованные. В английском языке исконные корни составляют процентов 20 всех корней ( ... )

Reply

wolf_kitses March 24 2012, 11:56:26 UTC
Скажи, пожалуйста, кем они могут стать, «живя по-цыгански»? Ведь традиционные профессии, связанные с прежней сельской экономикой, уже не актуальны, а реализация через знание/мастерство требует интеграции. Остаются профессии криминальные.
А учитывая что с началом капитализма цыгане - также как народы северного Кавказа - настолько наусколько выепали из б.советского общества, попали под власть таких вот традиционных авторитетов http://ttolk.ru/?p=4784 .
И она уж куда всеобъемлющей и бесконтрольней, чем власть «русской полиции» (и понятно, что они будут всяко поддерживать идею «жить по-цыгански». С этим что делать?
//школы, искать хороших учителей, а не расистов.//
про это я читал, да. есть ли таких учителей на целую школу?
А есть ли пединституты, где готовят учителей из цыган для цыган? я читал, до войны были (как и цыганские колхозы), ну а потом не до того стало ((

Reply

gipsylilya March 24 2012, 19:45:41 UTC
Тем же, кем русские цыгане. Мне импонирует опыт русских цыган в интеграции. Но его НЕВОЗМОЖНО резко применить к котлярам (кэлдэрарам), они или немедленно замкнутся, или будут разрушены как цыгане до основания. Начальные цыганские школы для кэлдэраров (а других цыганских школ в России нет, поскольку они и не имеют смысла), как ни странно, не усиливают, а уменьшают их страх перед боязнью разрушения идентичности и культуры. Сейчас продолжают обучение в русской школе или самообразование пока немногие, но процесс набирает скорость, довольно удивительную для кэлдэрарского консерватизма. Кроме того, я бы не прочь сделать смешанное обучение (на русском и цыганском языках) класса до 9, чтобы девочки тоже могли получать образование. В русскую школу вне посёлка их никто не пустит, потому что там разврат и насильники (это не моё мнение, естественно, я училась в русской школе, это вербализация смутных представлений котляров о том, что ждёт дочерей). Привыкнув к самому факту обучения девочек и снова вернувшись к обычному в 20 веке брачному возрасту ( ... )

Reply

neoakut March 26 2012, 12:42:45 UTC
Всё-таки многие девочки-котлярки ходят (раньше ходили) в русские школы (и кончали 2-5 классов), когда в таборе своей школы нет. Я знаю многих котлярок в Плеханове, успевших кончить несколько классов вне табора - в довольно плохих условиях ( ... )

Reply

gipsylilya March 26 2012, 12:47:53 UTC
Мне кажется, начинать надо с самых-самых маленьких. Чтобы они к виду букв привыкали. Раздавать пятилетним книжки или листовки с картинками и короткими забавными стишками, например. Во всяком случае, я на это ставлю.

Reply

neoakut March 26 2012, 12:50:17 UTC
Да, букварь собрались делать, это да.
Но надо, чтоб было что читать. Иначе зачем? С этим швах.

Reply

gipsylilya March 26 2012, 12:54:56 UTC
Знаете, что охотно читают?

Тексты песен балканских цыган - что странно, ведь диалекты хоть и родственные, а другие. Конечно, тексты тех песен, какую мелодию знают. Я как-то прямо на станции покупала тетрадку и писала песен шесть по памяти, какие у меня просили котлярские девочки, которые там с мамами были. Так они свободные листы сразу повырывали и стали переписывать, чтобы побольше экземпляров было. Там были "Ланда ла", "Тутти фрутти тэ кхелас", "Чаюрие-шукарие", внезапно "Лоли пхабай" (они не знали второго куплета), "Эдерлези" (!) и ещё что-то.

Reply

neoakut March 26 2012, 12:58:48 UTC
Замечательно! Спасибо.
Ещё обращусь, если можно.

Reply

gipsylilya March 26 2012, 13:04:39 UTC
Всегда пожалуйста :)

Reply

gipsylilya March 26 2012, 12:56:02 UTC
Вообще можно попробовать диверсию - давать послушать (не переписать) клёвые балканскоцыганские песни ,а потом давать текст. Мелодию они на раз снимут, а текст не сразу запоминают.

Reply

gipsylilya March 26 2012, 12:48:54 UTC
То есть, это не значит, что детьми постарше не надо заниматься :) Ну, я думаю, вы поняли мою мысль.

Reply

neoakut March 26 2012, 12:48:45 UTC
"И она уж куда всеобъемлющей и бесконтрольней, чем власть «русской полиции» (и понятно, что они будут всяко поддерживать идею «жить по-цыгански». С этим что делать?"

Уверяю тебя, что ты заблуждаешься!!! Там царит, можно сказать, истинная демократия, равноправие, взаимопомощь. Наверно, бывает и иначе, но в основном это совсем не похоже на то, что ты думаешь!

Reply

wolf_kitses March 27 2012, 01:25:14 UTC
А когда ты будешь в Москау? расскажи мне об этом поподробнее! Или я к тебе скатаю

Reply


Leave a comment

Up