Н.Н. Третьяков. "Образ в искусстве". Курс лекций. "Петровская и послепетровская Россия". I том.
Учебно-методического пособие. Лекции по истории русского искусства XVIII - начала XIX века.
2014 г.
Издательство Академиии акварели и изящных искусств. Москва
Редактор М.А. Климкова
Григорий Сорока «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии». 1840-е
Холст, масло. 69 х 88,5 см
Тверская областная картинная галерея, Тверь
Николай Николаевич Третьяков:
"Сорока внес замечательный вклад в пейзажную живопись. Он исполняет несколько панорамных пейзажей как в Тверской губернии, в Островках, так, по-видимому, где-то и в других местах, куда он выезжал. До нас дошла картина, изображающая вид усадьбы Спасское Тамбовской губернии с фигурками и очень несложным рассказом. Вдали - усадебный дом, беседка, парк. Причем фрагменты картины здесь имеют самостоятельное значение. Любопытно, что отдельные моменты рассказа (там костер разжигают, здесь за водой пришли) похожи на фотокадры, переведенные в образ - прием, близкий фотографии. А в целом они дают панораму, в чем, конечно, состояла сила Сороки как художника. Обычно в искусстве примитивизма, где тоже используются приемы фотографии, эта цельность утрачивается.
Последняя, и, может быть, самая замечательная картина Сороки - это «Рыбаки». Здесь в пейзажной композиции решается та же венециановская задача нахождения равновесия. Картина состоит из двух фигур - двух кадров действия, рассказа, движения, двух частей. Слева - фигура мальчика в лодке, кстати, невыдуманной, написанной с натуры, очень древней по своей конструкции. Справа - фигура рыбака с удочкой в руках. Мальчик сидит, повернувшись лицом к плывущему. Вдали - два белых обелиска, что, конечно, может быть, показано неумышленно, поскольку эти образы документальны (художник просто с натуры написал въезд в усадьбу). Но композиционно это получается удивительно: две фигуры, два обелиска, - двухчастная панорамная композиция с вечерним спокойным светом заходящего солнца, озаряющим домики деревни, с блестящей, как зеркало, гладью воды. Композицию можно назвать вполне ритмической. Сами берега озера тоже ритмичны: один более плоский, другой как бы взрезанный. Сопоставление двух береговых линий дает гармонический образ. Композиция в картине Сороки воспринимается как фризовая, горизонтальная. В ней несколько раз повторяются горизонтальные линии берега, песчаной косы, и, наконец, самого горизонта за лесом, что дает ощущение протяженности, бесконечности пространства. Это в свою очередь делает длительным время, поэтому лирический пейзаж становится как бы эпическим. Такой прием ритмического повтора горизонталей мы потом будем видеть в этюдах Александра Иванова и, пожалуй, больше ни у кого из русских художников-пейзажистов не встретим, потому что обычно композиция пейзажа строилась по-другому, с диагональным изображением тропинок, дорожек, те же берега рек поворачиваются обычно в глубину картины. У Сороки и здесь есть чувство плоскости картины, что говорит о том, что это был, конечно, очень большой художник.
В пейзажах Сороки выразилась необыкновенная любовь к земле, особенная теплота отношения к знакомому ему миру. Очень точно, оптически точно, он прорисовал каждый ствол, каждый сучек, каждый листик, удивительно тонко писал белые цветы, отцветающие ромашки на земле. Только через увеличительное стекло, через бинокль можно так рассмотреть листья трав и деревьев, как это сделало на картинах Сороки. Потом Шишкин так же прописывал травы и деревья в своих картинах. Такое внимание к земле и всему произрастающему на ней роднит Сороку с иконой, где природа всегда изображалась с очень точной прорисовкой формы."
Григорий Сорока "Рыбаки". Вторая половина 1840-х годов
Холст, масло. 67 х 102
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Публикация о Григорие Сороке: ЧАСТИ
1,
2, 3,
4