Григорий Васильев по прозванию Сорока (часть 2)

Nov 29, 2016 19:23

Н.Н. Третьяков. "Образ в искусстве". Курс лекций. "Петровская и послепетровская Россия". I том.
Учебно-методического пособие. Лекции по истории русского искусства XVIII - начала XIX века.
2014 г.
Издательство Академиии акварели и изящных искусств. Москва
Редактор М.А. Климкова



Григорий Сорока «Кабинет в Островках». 1844
Холст, масло. 65 х 84
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Николаевич Третьяков:
"Сорока может считаться родоначальником русского интерьера как самостоятельного жанра. Интерьер - это не только изображение внутреннего пространства жилища, комнаты, но всегда композиция; не сумма предметов, а их взаимодействие. В этом отношении картина «Кабинет в Островках» принадлежит к самым замечательным произведениям Сороки. Она является, конечно, работой документальной: и обстановка на ней изображена невыдуманная, и портреты, которые мы видим па стене кабинета, может быть, выполнены самим Сорокой. Но при этом здесь есть совершенно особая поэзия, которую можно назвать «тихой», молчаливой поэзией обжитого человеком замкнутого пространства. Изображая разные вещи, художник сопоставляет их, сравнивает по степени освещенности, фактуре, цвету. За гладким письмом скрывается очень выразительная фактура мазка, которым Сорока умеет передать то блестящую металлическую поверхность, то кость, то хрупкие перо и бумагу, то ткани и, наконец, гладко отесанные бревна избы. Напротив окна сидит мальчик, а за окном - опять освещенное пространство, как в картине «Гумно». Там угадываются берега озера под снежным покровом и льдом. На картине, очевидно, показан конец зимы - начало весны, может быть, март, когда озеро еще не протаяло, но в окна уже сияет очень яркий белый свет. За стеклом прорисованы ветви деревьев. Это тончайшая работа - то, чему Венецианов учил переводами. Но у Сороки перевод с натуры становится художественным образом, потому что за стеклом, нагретым солнцем, ощущается вольный мир природы. Таким образом, без рассказа, без сюжета (здесь нет никакой драматургии) создается очень содержательная картина.

Изучение холстов Сороки показало, что художник заботился о технологии. Как и Венецианов, он писал свои картины на домотканых льняных холстах с очень прочным плетением, которое сохраняется надолго, тогда как холсты фабричные, тем более современные, разваливаются через несколько лет. Между прочим, эти льняные холсты иначе принимали сам цвет, саму краску, что давало мягкость и глубину живописи. Также следуя примеру Венецианова, по льняному холсту Сороки обязательно выполнял левкасную подготовку, поэтому ткань на его картинах как бы выпрямлялась, приобретая иногда характер доски.

Кстати, при помощи анализа самих холстов сегодня устанавливается авторство художника, подлинность его работ. Так, очень красивый натюрморт в «Отражение в зеркале», работа хранится в Русском музее, теперь Сороке не приписывается, как было ранее. Сегодня считается, что его выполнил не Сорока именно потому, что в ней нет той подготовки холста, которая всегда отличала живопись художника. Ее, по-видимому, написал какой-то другой ученик Венецианова, который очень похож на Сороку, потому что здесь есть что-то, конечно, общее с живописью и его, и Венецианова. Работа очень интересная по постановке: пространство картины увеличивается зеркалом, через которое видно соседнюю комнату, кухню с фигурками сидящих людей. Таким приемом пользовались старые западноевропейские мастера - Веласкес, например, в «Менинах». Хотя, конечно, ученики Венецианова не могли видеть картин Веласкеса. Они шли от своей традиции - русского искусства XVIII века, где также изображались зеркальные отражения."



"Отражение в зеркале". Вторая половина 1840-х
Холст, масло. 41,3 × 38,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Публикация о Григорие Сороке: ЧАСТИ 1, 2, 3, 4

русская живопись, Николай Николаевич Третьяков, Россия, история, Сорока

Previous post Next post
Up