Григорий Васильев по прозванию Сорока (часть 4)

Dec 01, 2016 15:15

Н.Н. Третьяков. "Образ в искусстве". Курс лекций. "Петровская и послепетровская Россия". I том.
Учебно-методического пособие. Лекции по истории русского искусства XVIII - начала XIX века.
2014 г.
Издательство Академиии акварели и изящных искусств. Москва
Редактор М.А. Климкова



Григорий Сорока "Вид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова "Островки" Тверской губернии". 1840-е
Холст, масло. 27 х 37
Государственная Третьяковская галерея

Николай Николаевич Третьяков:
"Сорока писал, конечно, и иконы. На выставке были показаны некоторые иконописные образы, выполненные им. Правда, он писал их не в темперной технике, а масляной живописи, как это было принято во времена Брюллова и Венецианова, но, тем не менее, все-таки это иконы, а не стилизованные портреты, как у академических художников того времени.

После смерти Венецианова, в 1847 году, Сорока женился и построил для себя в селе Покровском двухэтажный дом, где на втором этаже у него была мастерская. Он был известен в границах Тверской губернии. Сорока выполнял заказные работы по разным селам, что подтверждается документами. Однако его конец был печальным. В литературе его обычно объясняют социальными причинами: Сорока хлопотал о вольной, однако его хлопоты, якобы, не увенчались успехом, поэтому в 1861 году он покончил с собой.

Хотя возможно, все было иначе. Скорее всего, смерть Сороки - явление психологическое. Сохранилось архивное дело о его гибели, которое опубликовано в каталоге, с рассказом о том, как он погиб. Очень печальный, трагический рассказ. Но никаких намеков на то, что это было социальной драмой, там нет.

В документе сообщается: «По произведенному приставом дознанию оказалось, что покойный с малолетства самоучкой выучился рисованию, а потом, женившись, занимался живописью у разных живописцев и такими трудами содержал свое семейство». Это говорит о том, что Сорока, будучи крестьянином, все-таки стал известным художником. «Спиртные напитки употреблял часто. 5 апреля был он позван в Займищенское волостное правление, коим был приговорен, за сделанные грубости и ложные слухи, в волости к трехдневному аресту, но по болезни был отпущен». Действительно, факт был - были какие-то разговоры. 1861 год, канун отмены крепостного права, о чем уже стали говорить в деревне, и Сорока, возможно, будучи в нетрезвом состоянии, попал за эти разговоры в волостное правление. «Это обстоятельство, как надо полагать, и было причиною его смерти. Поведения покойный был тихого и скромного. Подозрения в нанесении насилия в жизни Сороки, как родные, так и соседи и сторонние люди, никакого не заявили, а положили, что смерть Сороки последовала от неумеренного пьянства и происшедшей от того грусти с помешательством рассудка вследствие нажитого долга...»

Вот так, может быть, языком деревенским, простонародным, в подлинном документе странная, объясняется трагедия самого талантливого ученика Венецианова. Он был человеком с очень сложной и болезненной психикой и, в конце концов, видимо, впал в запой, что и явилось главной причиной его гибели. Если бы был жив Венецианов, этого, может быть, и не произошло бы, поскольку он заботился о своем ученике.

Картины, которые остались от Сороки, художника трагической судьбы, удивительно безмятежны и спокойны. Они воспринимаются сейчас как классика. Сорока в наше время стал одним из самых популярных художников, потому что сделанность, завершенность его работ, очень высокая техника соседствуют с ясностью изображения и глубокой поэтичностью, которую Сорока везде сохранял.

[...]

Вообще художников венециановской школы никто особенно не ценил. Между прочим, Сорока тоже был забыт. Впервые его открыли в 1910-е годы, когда потомки Милюкова стали его вспоминать. Потом родственники художника, уже в наше время, пожертвовали Русскому музею автопортрет, который у них сохранился, а также картину с изображением усадьбы Островки."

Публикация о Григорие Сороке: ЧАСТИ 1, 2, 3, 4

русская живопись, Николай Николаевич Третьяков, Россия, история, Сорока

Previous post Next post
Up