В материковом Китае началась новая кампания по конфискации "нелегальных" газет и книг

Nov 21, 2011 05:47

Общенациональная канцелярия по борьбе с порнографией и нелегальной печатной продукцией (NOAPIP) вкладывает деньги в разработку передовых технологий, позволяющих справиться с публикацией в интернете “вредоносной информации” и нелегальных материалов.

В соответствии с подписанным 15 ноября соглашением между канцелярией и Академией наук КНР, ученые должны заняться исследованиями в сфере методов надзора и цензуры в интернете, обнаружения и распознавания сетевых публикаций, а также сбора доказательств в отношении "нелегального выражения мыслей". Как заявил на церемонии подписания заместитель заведующего NOAPIP Лю Биньцзе, одновременно возглавляющий главное управление по делам прессы и издательств (GAPP), его ведомство рассчитывает с помощью высоких технологий справиться с ростом распространения "вредоносной информации" через интернет и мобильные сети.

По сведениям China Daily, компартия предпринимает меры по ужесточению цензуры в связи с ложной информацией о катастрофе истребителя, привлекшей внимание сетевого сообщества материкового Китая. В заметке не уточняется, были ли произведены задержания подозреваемых.

14 ноября GAPP и NOAPIP объявили о начале специальной кампании, направленной против "нелегальных газет и иных периодических изданий", “поддельных” журналистов и сфальсифицированных репортажей, которая будет продолжаться до конца декабря. В частности, среди целей кампании упоминаются газеты, выходящие под серийными номерами иностранных изданий, зарегистрированных за рубежом, информационные организации прессы, действующие без одобрения властей, а также некие консалтинговые фирмы, распространяющие нелегальные издания.

Такие издания "серьезно нарушают порядок в сфере прессы и печати, наносят ущерб социальной гармонии и стабильности", подчеркивает GAPP. В соответствии с положениями, касающимися издательской деятельности, иностранные издания должны получать лицензии в органах правительства. Иностранные издательства, агентства новостей или редакции, публикующие свои материалы без лицензий, считаются нелегальными.

Под "нелегальными журналистами" обычно понимались люди с настоящими или фальшивыми удостоверениями прессы, которые угрожали разместить материалы о нарушениях условий безопасности труда или загрязнении окружающей среды на шахтах или небольших предприятиях. Чаще всего владельцы компаний предпочитают платить “за молчание”. Однако на этот раз в качестве "поддельных" журналистов упоминаются сотрудники информационных сайтов, не имеющие пресс-карт.

NOAPIP приказала местным органам общественной безопасности и отделам по делам печати провести совместные рейды и конфисковать все нелегальные издания. Как известно из советского опыта, среди прочего в ходе таких кампаний изымаются книги и газеты не входящих в число “патриотических” религиозных общин, которые издаются и распространяются в материковом Китае без разрешения чиновников из управления по делам религии.

10 ноября на сайте GAPP появилось положение о борьбе “против слухов”, запрещающее журналистам использовать не согласованную с чиновниками информацию, полученную из интернета или через мобильную связь. Подчеркивая, что сообщения, не прошедшие проверки, "до определенной степени подрывают имидж руководства страны, нарушают порядок в информационной сфере, снижают доверие к прессе и вызывают мощную реакцию в обществе", цензурное министерство потребовало от журналистов на местах "бдительно противостоять попыткам использования слухов в качестве источников для их репортажей".

В соответствии с новым положением GAPP, журналисты обязаны придерживаться того, что “получено на месте событий, и не полагаться на непроверенные сплетни или другую информацию из вторых рук”. В “критических” репортажах должны присутствовать ссылки как минимум на два источника.

Если обнаружится, что история сфабрикована, журналисту грозит лишение удостоверения сотрудника прессы на срок не менее 5 лет, а если публикация привела к "серьезным последствиям", может пожизненно потерять право заниматься профессиональной журналистикой. Газеты и другие агентства рискуют потерять лицензии на выпуск новостей или будут временно закрыты, если поступят жалобы на публикацию ложных или неточных материалов.

Гонконгская South China Morning Post приводит мнения экспертов, которые считают, что новые ограничения призваны удовлетворить пожеланиям коррумпированных чиновников на местах. "Это положение вполне может быть результатом давления правительств местного уровня или влиятельных компаний, [потребовавших] ограничить критические перекрестные репортажи о крупных инцидентах", - полагает профессор журналистики из Пекинского университета зарубежных исследований Чжань Цзян (Zhan Jiang). Один из корреспондентов Oriental Morning Post выразил уверенность, что новая кампания может создать проблемы для перекрестной работы, когда репортаж по теме, раздражающей местные власти, готовится журналистами из другой провинции.

"Хотя и правильно требовать от репортеров придерживаться журналистской этики, это выходит за рамки обязанностей GAPP. Далеко не всегда практично проверять всю сетевую информацию в условиях жесткого графика. Репортеры должны оценивать, насколько достоверной является данная информация и ясно указать источник", - подчеркивает директор центра по изучению международных коммуникаций при Пекинском университете зарубежных исследований Цяо Му (Qiao Mu).

Эти ограничения являются частью более широкой кампании “против слухов”, которая распространилась и на Россию. “Пользователи интернета должны строго соблюдать законы и постановления об интернете, а не создавать и распространять слухи”, подчеркивалось в редакционном комментарии, опубликованном на сайте Жэньминь жибао еще 31 августа. 29 сентября на сайте РИА Новости появилось интервью, в котором Лю Биньцзе изложил те же требования к работе журналистов и блогеров, о которых говорилось выше (сравните даты).

“Физические лица в своих блогах или на прочих интернет-площадках публикуют придуманные новости, сведения, не соответствующие действительности. Эти новости приводят к волнениям в обществе”, - указал глава цензурного министерства. “Не секрет, что сейчас некоторые журналисты ленятся выходить из дома, а пишут заметки на основе содержащихся в интернете сведений, иногда - ложных. Таким образом, к сожалению, иногда ложные новости появляются и в традиционных СМИ”, констатировал он. Лю Биньцзе подчеркнул также, что “чрезмерное внимание со стороны СМИ к незначительным, но чувствительным, событиям в отдельных районах Китая” может вызвать “вопросы у общества”.

В России после декабрьских выборов также грозят объявить кампанию “против слухов” в интернете, а также внедрить высокие технологии в системе контроля за сетевым контентом. Как и в материковом Китае, это официально не называется цензурой, а выдается за рациональные ограничения... 
 Самый известный пример цензурных нововведений, воспроизводящих пекинскую практику, это запрет на пропаганду LGBT (на фото: девушки с плакатами приветствуют публикацию результатов исследования, опровергающего распространенное предубеждение, что лесбиянки придают мало значения качеству сексуальной жизни. Тайвань, 14 октября 2011)

Идентификация чиновника. России не стоит перенимать пекинский опыт “оздоровления” микроблогов...
Кампания по укреплению “культурной безопасности” в Китае началась с цензурных запретов
“Цитадель” по-пекински. Партийная верхушка готовится запустить культурную реформу
Партийные боссы проводят “акции прямого действия”, нацеленные на ужесточение цензуры 

интернет, цензура, Китай

Previous post Next post
Up