Кампания по укреплению “культурной безопасности” в Китае началась с цензурных запретов

Oct 27, 2011 04:20

После того, как на завершившемся 18 октября ежегодном пленуме компартии “впервые была упомянута необходимость придерживаться пути развития социалистической культуры с китайской спецификой”, а также серьезно укрепить "культурную безопасность", в материковом Китае началась кампания цензурных запретов. В минувший уикенд из-за “щекотливого политического контента” были запрещены две выставки в Пекине, пишет South China Morning Post.

На 22 октября в Mobile Museum of Art в столичном районе Shunyi намечалось открытие выставки концептуального искусства с участием 30 художников. Однако главный куратор Юэ Лупин (Yue Luping) был предупрежден милицией (точнее, органами внутренней госбезопасности), что отдельные работы носят слишком рискованный политический характер, и выставку пришлось отменить.

В одной из работ под названием Anaesthesia/Sensitive, автором которой является сам Юэ Лупин, посредством компьютерного языка Unicode представлены пять “щекотливых” фраз, которые блокируются большинством поисковиков материкового Китая: princelings (Си Цзиньпин и другие преемники в ранге партийных бонз), Матери Тяньаньмэнь, жасминовые революции, Ван Дань (один из лидеров студенческих демонстраций 1989 года), и Radio Free Asia.

"Эти слова выбраны случайным образом среди щекотливых слов и не представляют моих политических взглядов, - говорит Юэ Лупин. - Идея этой работы в обсуждении взаимоотношений между языком, используемым в интернете, и искусством". "Художник должен иметь право на свободу выражения - иначе нет смысла заниматься искусством", - подчеркивает он.

Политически щекотливыми оказались еще несколько работ, в частности, две картины, которые передал для экспозиции художник Чжао Баокан (Zhao Baokang). Органы внутренней госбезопасности заметили, что на них изображен Линь Бяо, один из десяти генералов, ставших очень влиятельными в период ‘культурной революции’, но впоследствии впавших в немилость у Мао Цзэдуна. Под запрет попал также художник Цзинь Фэн (Jin Feng) с картиной, изображающей Адольфа Гитлера.

Цензурные ножницы отрезали также часть фестиваля Songzhuang Arts в художественном музее Dingshun, в рамках которого известный эксперт по проблемам сельского населения Юй Цзяньжун из Китайской академии общественных наук намеревался выставить свои фотографии и картины на тему "петиция". "Музей заявил, что ситуация в этом году напряженная и что им не позволят касаться любых щекотливых тем, - прокомментировал Юй Цзяньжун запрет выставки в своем микроблоге на Weibo. - Я понятия не имею, что такого особенного произошло в материковой части, и как это может соотноситься с моими работами".

Юэ Лупин был среди тех, кто поднял свой голос в поддержку Ай Вэйвэя, когда всемирно известный художник был похищен неизвестной группировкой в апреле. Неизвестно, могло ли это стать причиной для нападок на его работы, отмечает он, добавляя: "Такое ощущение, будто наступили заморозки". "Но я все еще питаю осторожный оптимизм по поводу будущего для нашего искусства", - подчеркивает Юэ Лупин.

Между тем чиновники главного государственного управления радиовещания, кинематографии и телевидения (SARFT) откликнулись на решения пленума приказом убрать с телеканалов программы, объявленные "низкопробными" (это туманное определение неточно переводят как "непристойные") и  “излишне развлекательными”. В опубликованном 26 октября постановлении SARFT выделены программы о проблемах семейной жизни и поисках брачного партнера, шоу талантов, игровые и эстрадные представления, ток-шоу и реалити-шоу.

Все эти передачи должны с начала 2012 года в основном исчезнуть из вещания 34 кабельных телеканалов; на замену им, как считают чиновники, придет культура, отражающая “коренные социалистические ценности”. Попутно SARFT запрещает проводить исследования зрительских предпочтений, а также использовать рейтинги в качестве единственного критерия для выхода конкретной передачи в эфир.

“Спутниковые каналы главным образом предназначены для пропаганды новостей и должны увеличить пропорцию новостных, экономических, культурных, научно-образовательных, детских и документальных программ”, говорится в постановлении.

В день по каналам кабельного вещания дозволяется в прайм-тайм - от 19.30 до 22 часов - показывать не более девяти программ, включенных в список ненависти цензурного органа. Каждая сеть телевещания имеет право показывать не более двух подобных программ в неделю, и чтобы такая программа занимала не более 90 минут в период с 19.30 до 22.

Обязательно требуется включать в расписание с 6 утра и до 23.30 не менее двух программ типа Новости, а в прайм-тайм вечером показывать не менее двух 30-минутных программ типа Время, то есть присланных сверху. Каждый канал должен выпускать в эфир программу, посвященную идеологии и нравственности, нацеленную на пропаганду традиционной китайской культуры и "коренных социалистических ценностей".  

 Работа Anaesthesia/Sensitive на языке Unicode, которую Юэ Лупин намеревался показать на запрещенной выставке в Пекине

“Цитадель” по-пекински. Партийная верхушка готовится запустить культурную реформу
Ай Вэйвэй: первое место в списке ArtReview, домыслы пропаганды, угрозы властей
SCMP: Грядущая опасность для материкового Китая - возвращение к практике "культурной революции" 
В Пекине прошло заседание правящего политбюро на тему “инноваций” в системе контроля за обществом 

художники, цензура, Пекин, Китай

Previous post Next post
Up