Ай Вэйвэй: первое место в списке ArtReview, домыслы пропаганды, угрозы властей

Oct 14, 2011 17:19

Остающийся в чрезвычайно опасном положении художник Ай Вэйвэй (艾未未) занял первое место в 10-м ежегодном списке журнала ArtReview среди “танцоров, которым пришлось последние 12 месяцев непрерывно вращаться вокруг скользкого шеста власти современного искусства”. Он стал лишь вторым художником, возглавшившим после Дамиана Херста этот список, состоящий из коллекционеров, кураторов и критиков.

Как подчеркивается на сайте журнала, что Ай Вэйвэй занял высокое место в результате “как своей гражданской активности, так и художественной практики”. “Власть и влияние, которыми обладает Ай Вэйвэй, происходят из того факта, что его работа и его высказывания способствовали запуску международной политической дискуссии, которая затрагивает все страны на планете: о свободе выражения, национализме, экономической власти, интернете, правах человеческого существа”, говорится в предисловии к списку в ноябрьском выпуске журнала. И что еще более важно, деятельность Ай Вэйвэя позволила художникам “отойти от мысли, что они они работают внутри привилегированной зоны, ограниченной стенами галерей и музеев, напомнила коллегам и всему миру о том, что свобода выражения является основным правом каждого человеческого существа”. Ай Вэйвэй продвинул понимание того, что “реальный контекст, в котором действует искусство, это не просто ‘рынок’ или ‘институция’, это то, что происходит сейчас, вокруг, в реальном мире”, пишет ArtReview.

Российская пресса, пусть и осветившая это событие достаточно широко, уделила явно недостаточно внимания угрожающему положению, в котором находится этот известный во всем материковом Китае художник. Информационные сайты утверждают, что в апреле этого года он был “арестован и на 81 день заключен в тюрьму”. Однако в реальности после того, как представители неизвестной группировки вывезли его 3 апреля из столичного аэропорта в Пекине, ничего подобного не происходило. Технически художник был помещен в ‘черную тюрьму’ под предлогом “надзора по месту жительства” (监视居住), хотя действующий закон подразумевает под этим именно адрес прописки, а с 22 июня переведен домой на условиях ‘qubao houshen’ (取保候审).

Эта ограничительная схема, применявшаяся в отношении тибетского монаха Джигме Гури, позволяет органам общественной безопасности сохранить лицо в ситуации, когда человеку, находившемуяся под стражей, не предъявлены какие-либо обвинения. Если выражаться точно, Ай Вэйвэй освобожден под действующее на год “гарантийное обязательство в ожидании разбирательства”, но при этом нет формальных подозрений, которые могли бы рассматриваться в суде. Его семья не получала никаких документов, касающихся его пребывания в ‘черной тюрьме’, как принято называть гестхаус или другое здание с импровизированными камерами, находящееся в распоряжении органов общественной безопасности. Освобождение связано с подписанием обязательства в течение 12 месяцев никуда не выезжать и не общаться ни с кем без дозволения органов общественной безопасности.

Трудности перевода отнюдь не являются оправданием для распространения пропагандистских домыслов в русскоязычной прессе. Некоторые издания, в частности, Независимая газета, повторяют, что он был “задержан исключительно в связи с неуплатой налогов в крупном размере”, хотя известно, что в налоговую инспекцию по этому делу вызывается его супруга. Казахстанский канал Vesti.kz умудрился заявить, что Ай Вэйвэй “сбежал за границу” (очевидно, так переводчик понял outspoken), еще и пояснив, что “cразу после освобождения художник переехал в Берлин, чтобы избежать судебного преследования на родине”. Очевидно, что в рамках “таможенного союза”, куда вошли вместе с российскими казахстанские и белорусские чиновники, современное искусство рассматривается как ущербный по отношению к “красной культуре” элемент, от которого надо поскорее избавиться, или запереть в хранилищах.

"Конечно, в списке этого года просматривается что-то, связанное с политической активностью, - отметил в интервью Reuters редактор ArtReview Марк Раппорт (Mark Rappolt). - Но мне представляется, это больше связано с распространением концепции, что искусство на самом деле не замкнуто только в привилегированном пространстве музеев и галерей. Речь идет о том, насколько тесно оно взаимодействует с миром, о том, что можно делать с искусством, и как ты, будучи художником, можешь использовать свой голос".

Ай Вэйвэй по-прежнему остается в опасном положении, когда его в любой момент могут отправить в ‘черную тюрьму’. “Его судьба и после освобождения из заключения вызывает большое беспокойство у мирового сообщества”, констатирует РИА Новости. Ай Вэйвэй подчеркивает, что его искусство невозможно отделить от условий, в которых он находится, и что он “вовсе не ощущает себя наделенным властью [powerful]”. "К примеру, этот разговор с вами является нарушением. Из-за него у меня могут быть серьезные неприятности", - отметил художник в интервью BBC World.

"Они все еще мыслят по-старому и воспринимают меня как врага", - говорит он. Группировка, которая несет ответственность за его исчезновение в апреле, довольно грубо отреагировала на список ArtReview через свои связи в аппарате правительства. Официальный представитель министерства иностранных дел Лю Вэйминь обвинил журнал в неверных политических предпочтениях и посоветовал экспертам выбирать “из множества других способных художников Китая”.

Между тем упомянутый выше монах тибетского монастыря Лабранг Джигме Гури с 20 августа снова содержится в условиях изоляции, причем в трех предыдущих случаях, отмеченных с 2006 года, его выпускали, не предъявив никаких обвинений. Как сообщил RFA его брат Сонам, лишь через несколько недель неизвестности семье стало известно, что его держат в изоляторе управления общественной безопасности округа Канлхо (Ганьнань-Тибетского автономного округа провинции Ганьсу), но никаких формальных оснований снова нет.

 В знак солидарности с вернувшимся из "черной тюрьмы" художником сторонники подняли у ворот студии плакаты с именем Ай Вэйвэя. Пекин, 23 июня 2011

“Цитадель” по-пекински. Партийная верхушка готовится запустить культурную реформу
Ай Вэйвэй: необоснованные налоги и штрафы на 12 млн юаней и пропаганда “гуманного” следствия 
Ай Вэйвэй освобожден на политических условиях накануне поездки премьера КНР в Европу 
Ай Вэйвэй избран почетным членом Королевской академии художеств Великобритании 

Ай Вэйвэй, права человека, Пекин

Previous post Next post
Up