“Цитадель” по-пекински. Партийная верхушка готовится запустить культурную реформу

Oct 08, 2011 06:40

Отправив свою “Цитадель” штурмовать Американскую киноакадемию, Никита Михалков окончательно утвердил реформу в культурной жизни России. Речь вовсе не о том, чтобы заведомо провальная лента претендовала на “Оскар”, но о необходимости лишний раз популяризовать “величие” той идеологии, которую она отражает.

Как сказал по этому поводу член Оскаровского комитета России Кирилл Разлогов, “мы должны были выбрать что-то, соответствующее масштабу страны".

“Цитадель” - это не кино, это назидательный видеоматериал (хотя и менее плоский, чем пекинский “Конфуций”) о мифологическом странствии героя, погруженного в сталинский культ. Незамысловатая идея торжества “веры в партию” иллюстрируется хождением в ад (“Предстояние”) и последующим чудесным избавлением от пули снайпера. Концепция спасения сводится к обретению знаков отличия и параду в честь последней победы во имя партийного лидера. И этот видеоматериал обозначает кардинальную реформу культуры, которая призвана изменить духовный облик всего общества и установить новые обычаи.

Чиновники на местах уже требуют отказаться от “непристойного” кино европейских мастеров (как это произошло в Новосибирске), продвигая все, что находят православным и героическим. На телеканалах все чаще мелькают разнообразные служители Московской патриархии, в том числе Чаплин и Кураев, которые предлагают удалить все “непристойное” в литературе и искусстве, доставшееся нам от старых времен. Повсюду в обществе распространяются идеи превосходства армейской и трудовой подготовки для решения задач модернизации.

Несомненно, эта реформа находит массу параллелей в призывах ‘культурной революции’, объявленной председателем Мао в 1966 году, когда предполагалось “сокрушительным ударом” изменить всю культуру. Но еще важнее понять, как повлияет на российскую практику решение правящего политбюро провести новую “культурную реформу”.

Формально это решение будет объявлено в виде резолюции 6-го пленума компартии, который назначен на период с 15 по 18 октября, причем партийная Global Times подчеркивает, что пленум, посвященный культурному вопросу, пройдет в первый раз после 1966 года. Однако основные цели реформы были представлены на совещании, состоявшемся 26 сентября в Пекине. Как говорится в заметке Синьхуа, реформа требует “высоко нести великое знамя социализма с китайскими характеристиками, придерживаться марксизма-ленинизма, мыслей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важнейшей идеи ‘трех представительств’, а также далее внедрять концепцию научного развития”.

Культура становится все более важным элементом в процессе укрепления сплоченности населения вокруг партии и соответствующего применения “творческой энергии, присущей китайской национальности”, отмечалось на совещании, работой которого лично руководил председатель Ху Цзиньтао. “Граждане испытывают желание обогащать свою духовную и культурную жизнь”, и следует “приложить все усилия, чтобы создать новую ситуацию в социалистическом культурном развитии”. На пленуме необходимо “подробно разработать новые направления культурного развития и новые потребности духовной и культурной жизни населения из всех этнических групп”. Главный партийный идеолог Ли Чанчунь подчеркнул, что в сфере мысли и нравственности особое беспокойство вызывают “поклонение деньгам, роскошный образ жизни и чрезвычайное себялюбие”.

Как пояснил китайской службе Синьхуа профессор высшей партийной школы при центральном комитете Чжан Сисянь (Zhang Xixian), работа пленума будет отталкиваться от формулы "трех несоответствий": уровень культуры не соответствует современной мощи государства, культурное развитие не отвечает экономическому росту, а также не отвечает потребностям публики. "Хотя у страны высокий ВВП, она все еще сильно отстает в культурном влиянии на международном уровне", - уточнил для Global Times заведующий центром изучения культурных ресурсов Пекинского университета Чжан Иу (Zhang Yiwu), добавив, что это является “узким местом” в процессе общественного перехода к социализму. Иначе говоря, следует настойчиво демонстрировать публике, что произведения, одобренные партией, распространяются по всему миру. Ведь “частое упоминание о творческой активности масс способствует пропаганде ощущения счастья”, подчеркивает он.

Нетрудно догадаться, что стрелы праведного гнева должны указать в первую очередь на таких представителей китайской культуры, как художник Ай Вэйвэй. Материковая пропаганда уже обыгрывала соответствующие детали: его работы дорого продаются за границей, он располагает несколькими студиями (шанхайскую, впрочем, уже снесли) и “позволяет себе то, чего нельзя другим”. Маоистские представления требуют подвергнуть критике всякого интеллектуала, который позволяет себе критиковать партию, а значит, “себялюбив”. Что касается установки на научное развитие, то под этим в партийном новоязе понимается непримиримая борьба с фэн-шуй и прочей старой мистикой.

Но, как и в период ‘культурной революции’, реформа может фактически оправдать нападения “левых”, или ярых приверженцев маоистского культа, на интеллектуалов, осуждающих его деспотизм. Такой инцидент произошел недавно в городе Лоян провинции Хэнань, где в последние годы набрали большой размах встречи сторонников маоистского культа. В других местах власти относятся к подобным мероприятиям настороженно и пока стараются пресекать.

По cведениям гонгонгской Oriental Daily, в городе Лоян прошло заранее намеченное мероприятие с распеванием "красных гимнов", прославляющих компартию, на которое съехались маоистские активисты из провинций Цзянсу, Шаньси и Хэнань. Толпа тепло отреагировала на выступления военных пенсионеров, восхвалявших идеи Мао Цзэдуна. Но когда двое пожилых либералов стали настаивать, что Мао был деспотом, что “этот тирана уморил голодом миллионы людей”, молодые маоисты с криками "надо проучить правых" набросились на них с кулаками.

Через несколько дней маоистский сайт Mao Zedong Flag Net опубликовал статью об этом инциденте, требовавшую "с этого самого дня вести беспощадную борьбу с правыми". Призывая всех сторонников идей Мао Цзэдуна к действию, статья провозглашала: "Око за око, зуб за зуб".

Власти города Чжэнчжоу подчищают статую Мао на площади Чжицзиншань и поощряют возжжение благовоний перед партийным идолом
SCMP: Грядущая опасность для материкового Китая - возвращение к практике "культурной революции"
Развалившаяся на пять кусков бесхозная статуя Мао в провинции Хайнань была склеена из деталей
В материковом Китае возникла бурная дискуссия по поводу сноса статуи председателя Мао
В психушках материкового Китая лечат пропагандой культа председателя Мао

Мао, компартия, Китай

Previous post Next post
Up