Однопартийный режим материкового Китая лихорадочно пытается предотвратить возможные выступления протеста в стиле "жасминовой революции", приуроченные к открытию ежегодной мартовской сессии всекитайского собрания народных представителей.
Новый
пост, появившийся в блоге boxunblog.com, призывает организовывать воскресные акции "жасминовой революции" уже в 23 городах, а не в 18, как в предыдущем обращении. После первых выступлений 20 февраля инициаторы призвали в 14 часов дня в воскресенье выходить на "прогулку".
"Вам надо только пройтись по обозначенному проспекту, понаблюдать с расстояния, следовать в молчании и двигаться в потоке, отважно выкрикивая ваши лозунги", говорилось в послании, расширившем первоначальный список из 13 городов на Урумчи и Лхасу.
Учитывая, что за “жасмин” ("茉莉花") граждане материкового Китая рискуют свободой, организаторы “жасминовой революции” предлагают теперь использовать кодовое название "двойная сессия" ("两会") - по одновременным заседаниям народного политико-консультативного совета Китая (НПКСК) и всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в Пекине, открывающимся соответственно 3 марта и 5 марта.
По данным правозащитной сети Chinese Human Rights Defenders (
CHRD), в связи с выступлениями 20 февраля не менее ста гражданских активистов и адвокатов, в том числе Тэн Бяо (滕彪), Цзян Тяньюн (江天勇) и Сюй Чжиюн (許志永), были вызваны на допросы, помещены под домашний арест или "бесследно исчезли". Теперь милиция начинает предъявлять обвинения тем, кого схватили под разными предлогами, заявила директор CHRD Рене Ся (Renee Xia). "Их число указывает, что и без того скверная ситуация ухудшается еще более, -
отмечает она. - В последние дни мы отмечаем новые случаи продолжительных исчезновений известных адвокатов, новые уголовные обвинения в отношении активистов, которым грозят длительные тюремные сроки, новые налеты на дома, и все более суровые меры, выходящие за рамки закона".
Как полагает CHRD, "накапливаются признаки того, что нынешняя кампания расправ может оказаться одной из самых суровых, предпринятых правительством против китайских активистов в последние годы".
Формально арестован за подстрекательство к свержению государственной власти 45-летний блогер Жань Юньфэй (冉云飞) из Чэнду, административного центра провинции Сычуань, который был задержан в ночь на 20 февраля.
Как сообщалось в удаленной цензурой через 10 минут заметке на портале Sina, его жена Ван Вэй (Wang Wei) получила письменное уведомление об этом.
За “подрывную деятельность” задержан еще один критик однопартийной системы, 42-летний Чэнь Вэй (陈卫) из города Суйнин в провинции Сычуань. Как рассказала 23 февраля в интервью
Reuters его супруга, Ван Сяоянь (Wang Xiaoyan), утром 20 февраля его "вызвали в милицию на чашку чая", а около 17.30 к ней пришли с обыском, изъяв два компьютера, хард-диск, книги и печатные материалы. Служащие милиции снова явились во второй половине дня 22 февраля, чтобы вручить уведомление, что он взят под стражу "за подстрекательство к свержению власти". Чэнь Вэй был одним из
подписантов “Хартии 08” - манифеста демократических реформ, подготовленного Лю Сяобо. Лауреат Нобелевской премии мира по обвинению, связанному с “подрывной деятельностью”, отбывает 11-летний срок в тюрьме.
По данным Информационного центра прав человека и демократии в Гонконге, бывший супруг 35-летней Лян Хайи (Liang Haiyi), задержанной 20 февраля в Харбине, получил уведомление, подтверждающее, что она задержана по подозрению в "свержении государственной власти" и клевете. По таким обвинениям ей может грозить до 10 лет тюрьмы. В день "жасминовой революции" Лян Хайи выступила на площади перед зданием городского правительства с речью, содержавшей призывы к демократическим реформам и обличения коррумпированных партийных чиновников.
В подстрекательстве к свержению власти подозревается еще один ветеран студенческих манифестаций 1989 года Дин Мао (Ding Mao), отбывший срок в тюрьме после резни на Тяньаньмэнь. Пятый гражданский активист Хуа Чуньхуи (华春晖) арестован в городе Ухань по обвинению в "утечке государственных секретов" - еще одно расплывчатое обвинение, использующееся властями против несогласных.
Утром 24 февраля в аэропорту Пекина были задержаны столичные адвокаты Ли Хэпин (Li Heping) и Ли Сюнбин (Li Xiongbing), намеревавшиеся отправиться в университет Waseda в Токио с научным визитом.
"Когда мы попытались пройти через рамку, два сотрудника службы безопасности сказали, что соответствующие департаменты запретили нам пересекать границу, - сообщил Ли Хэпин. - Но они отказались предоставить какие-то юридические документы или письменное уведомление". "У меня есть право на свободу передвижений и мне должно быть разрешено выезжать из страны или въезжать в нее в любое время, - добавил он. - Но я уверен, что, как и многие другие адвокаты попал в черный список". 20 февраля Ли Хэпин в течение шести часов находился под домашним арестом. Он не был среди тех, кто пришел к ресторану McDonald's на улице Ванфуцзин в Пекине.
Юань Фэн (Yuan Feng), уроженец провинции Хэнань, работающий в городе Шаньтоу провинции Гуандун, был задержан 22 февраля за то, что "входил в интернет, выдавая себя за другое лицо". По словам его девушки, он останется под стражей еще на 8 дней - на самом деле за то, что размещал информацию о "жасминовой революции" в Китае через популярный инстант-мессенджер QQ.
Гонконгская South China Morning Post
отмечает, что в связи с запретом на проведение любых собраний в период объединенных сессий НПКСК и ВСНП отменяются некоторые публичные мероприятия. Как сообщил 24 февраля в своем микроблоге писатель из Шэньчжэня У Шупин (Wu Shuping), по этой причине ему пришлось отменить автограф-сессию в Шанхае.
Хотя “жасмин” блокируется цензурой в материковых социальных сетях и чатах, полностью удалить ссылки на ставший щекотливым цветок партийные идеологи не в состоянии, отмечает
New York Times. Сохранилась
видеозапись, на которой председатель КНР Ху Цзиньтао напевает песню о цветущем жасмине в ходе поездки в Африку, а его предшественник, Цзян Цзэминь, просил исполнить эту народную песню во время передачи Гонконга под управление Китая в 1997 году. Эти записи размещаются в социальных сетях, заставляя цензоров гадать, следует ли удалять то, что может оказаться выражением патриотических чувств.
“В действительности, когда китайские граждане берут самую популярную народную песню и размещают ее, это один из непрямых способов использования музыки и исторического контекста для откровенно подрывных заявлений, - констатирует исполнительный директор правозащитной организации Human Rights in China (
HRIC) Шэрон Хом (Sharon Hom). - Суть в том, что возник информационный прорыв, и он растет”.
Между тем на сайте HRIC сообщается, что один из активистов студенческих манифестаций 1989 года Ци Чжиюн (齐志勇), потерявший ногу после вооруженной расправы на площади Тяньаньмэнь, был задержан милицией 19 февраля как раз за песню “Расцвел жасмин” (好一朵美丽的茉莉花).
Базирующаяся в Нью-Йорке HRIC располагает списком из 29 адвокатов и диссидентов, которые подверглись задержаниям, ограничению передвижений, обыскам и допросам со стороны агентов безопасности после публикации призывов к "жасминовой революции" в Китае.
Словно желая обозначить идейное родство с прежними московскими чиновниками (речь идет и милицейских начальниках, раскручивавших себя на подавлении акций “Стратегии-31”), Пекин прибег к приему предотвращения манифестаций, уже
наблюдавшемуся на Триумфальной площади. Работающий в Китае французский журналист разместил в своем
блоге фотографии, показывающие, что улица Ванфуцзин перед рестораном “McDonald's” превратилась в стройплощадку. На ограждении висит уведомление, гласящее, что из-за протечки мостовой начались ремонтные работы и “приносим извинения за доставленные неудобства”.
Любопытно, случится ли что-то подобное в остальных городах, где намечены протесты "жасминовой революции", комментирует этот прием
Shanghaiist. Скажем, в Харбине, если погода позволит, могут залить каток, как в Минске.
Однопартийный режим материкового Китая сделал в Пекине свою Триумфальную площадь: строительный забор перед рестораном "McDonald's" на улице Wangfujing
Amnesty International потребовала от Пекина остановить репрессии на фоне "жасминовой революции" Тайваньские политики выступили в поддержку призыва к “жасминовой революции” в Китае Неясный призыв к “жасминовой революции” продемонстрировал страх пекинского режима перед народом