Правозащитные организации Тайваня провели 1 мая митинг протеста перед зданием министерства юстиции в Тайбэе, обвинив чиновников в том, что казни 4 осужденных были осуществлены незаконно, поскольку Совет великих судей (Council of Grand Justices) согласился провести заседания по их делам.
В пятницу, 30 апреля, на Тайване были приведены в исполнение четыре смертных приговора. Это произошло в первый раз с декабря 2005 года, и к тому же на фоне широкой общественной дискуссии по вопросу об
отмене смертной казни. “Эти казни были незаконными, поскольку соответствующие правила гласят, что приказы о смертной казни не могут быть подписаны, пока дело находится на пересмотре в Совете великих судей”, - заявил председатель комитета по защите прав человека Ассоциации адвокатов Тайбэя Гао Юн-чжэн (高涌誠)).
В 7.30 утра 30 апреля, спустя два дня после подписания приговоров министром юстиции, в четырех разных тюрьмах были убиты выстрелами из пистолета Чан Вэнь-вэй (張文蔚), Го Ши-мин (柯世銘), Чан Вэй-лун (張慰龍) и Хун Чэнь-яо (洪晨耀).
Они были казнены “в соответствии с законом, так как эти четверо признаны виновными в таких тяжких преступлениях, как похищение и убийство, а также убийства нескольких лиц”, говорится в заявлении министерства юстиции (MOJ), где подчеркивается, что казненные не обращались с просьбой о рассмотрении их дел на предмет соответствия конституции.
Как
пишет Taipei Times, Чан Вэнь-вэй был приговорен к смерти за похищение и убийство 16-летнего подростка в уезде Тайчжун. В момент совершения преступления он находился на свободе условно. Го Ши-мин был приговорен к смерти дважды за убийство мужчины в ходе конфликта по бизнесу в уезде Тайнань, а также женщины, ставшей свидетелем этого. Чан Вэй-лун похитил семилетнюю дочь своего друга в уезде Таоюань и после получения выкупа убил ее. Хун Чэнь-яо признан виновным в убийстве трех человек в ходе спора о возврате долгов в уезде Синьчжу. На допросе он заявил, что совершил убийство, так как сорвался.
Тайвань в настоящее время сохраняет смертную казнь за серьезные преступления, включая предумышленное убийство, похищение человека и грабеж. Лу Чинь-дэ (陸晉德), отец 10-летней девочки Лу Чэн (陸正),убитой после похищения в 1987 году, назвал казни 30 апреля запоздалым правосудием.
Отметив, что Тайвань является страной закона и порядка, пресс-секретарь президентской канцелярии Ло Чжи-цян (羅智強) вечером 30 апреля заявил, что для того, чтобы откладывать смертную казнь, нужны законные причины, в противном случае министерство юстиции должно поступать согласно существующему законодательству. По его словам, для достижения консенсуса по высшей мере наказания на Тайване необходимы “рациональные дискуссии”.
Вопрос об отмене смертной казни привлек всеобщее внимание в марте, когда бывший министр юстиции Ван Цин-фэн (王清峰) открыто заявила о своих возражениях против смертной казни на Тайване, отметив, что отказывается подписывать смертные приговоры в качестве министра. Под давлением сторонников смертной казни из числа родственников жертв и законодателей ей пришлось уйти в отставку.
Новый министр юстиции Цзэн Юн-фу (曾勇夫) сказал, что подпишет приказ об исполнении смертного приговора, как только процесс его обжалования будет завершен. Учитывая серьезность дискуссии, министерство юстиции провело 21 апреля в Баньцяо (板橋), в уезде Тайбэй, первое публичное слушание по вопросу смертной казни, на котором глава министерства заявил, что его ведомство намерено изучить дела всех 44 заключенных, ожидающих смерти, и исчерпать до осуществления казни все смягчающие меры. “Исполнение смертных приговоров не будет затягиваться до конца текущего года”, - отметил Цзэн.
Как заявила на митинге 1 мая исполнительный директор тайваньского ‘Союза за отмену смертной казни’ (TAEDP) Линь Синь-и (林欣怡), ее организация обратилась с просьбой дать оценку соответствия конституционным нормам от имени всех 44 смертников, однако Совет великих судей ответил, что нужны доверенности от 4 осужденных - именно тех, кого казнили в пятницу утром.
“23 апреля я получила уведомление, где меня просили прислать эти доверенности по почте до 3 мая, - сказала Линь. - В тот же день я пошла к Чан Вэй-луну, который 26 апреля отправил мне доверенность, полученную мной 27 апреля”. По ее словам, поскольку предельный срок был назначен на 3 мая, она решила подождать, пока не получит остальные доверенности, что отправить в Совет великих судей все четыре.
“И пока процесс еще идет, министерство тайно казнит этих четверых заключенных”, - констатировала Линь, демонстрируя увеличенную копию доверенности, которую подписал Чан Вэй-лун, просивший подать запрос о проверке соблюдения конституционных норм в его деле.
Заявление министра юстиции Цзэн Юн-фу, что прошения о проверке конституционности процессов по делам четверых казненных были недействительными, выходит за рамки его полномочий, отметил председатель комитета по защите прав человека Ассоциации адвокатов Тайбэя Гао Юн-чжэн. “Хотелось бы спросить: должен ли Совет великих судей решать, является ли такое прошение действительным, или эти решения принимаете вы, министр юстиции?” - сказал он.
Гао Юн-чжэн потребовал от MOJ обнародовать все юридические документы, касающиеся 4 казненных, включая официальные уведомления от Совета великих судей. “Как адвокат, я более всего озабочен тем, завершены ли все соответствующие закону процедуры - это моя пограничная черта, -
цитирует его Taipei Times. - Если нет, министр обязан за это ответить”.
Активный противник смертной казни, ведущий вокалист группы тяжелого металла ‘ChthoniС’ Фредди Лим (林昶佐) выразил подозрения, что MOJ не стало, как обычно, объявлять о смертных казнях заранее, “потому что в министерстве знают, что действуют не совсем законно, не во всех деталях, а поэтому хотели поставить всех перед фактом”.
Министерство юстиции на Тайване постаралось закрыть спор относительно осуществленных в обстановке секретности смертных казней, заявив, что ни один из приговоренных к смерти не будет казнен, пока Совет великих судей не вынесет своего решения по 40 требованиям проверки конституционности, которые были направлены TAEDP.
Поданные тайваньским ‘Союзом за отмену смертной казни’ прошения по поводу несоответствия вердикта конституционным нормам делятся на два типа: в 14 процессах приговоренных к смерти на последнем заседании отсутствовали адвокаты, тогда как в других на заседаниях верховного суда перед вынесением приговоров не проводились прения сторон. Генеральный секретарь Судебного юаня Се Вэнь-тин (謝文定) выступил 2 мая с официальным заявлением, что Совет великих судей принял эти прошения к рассмотрению.
Между тем один из чиновников министерства юстиции на условиях анонимности
заявил Taipei Times, что трое приговоренных обратились в министерство с просьбами не откладывать казни, так как ожидание смерти стало для них “пыткой”. Как говорится в приговорах по их делам, Гуань Чун-янь (管鍾演) возглавлял занимавшуюся разбоем группу, на которой лежит ответственность за семь убийств; Ван Го-хуа (王國華) ограбил и совершил развратные действия в отношении нескольких молодых женщин, с которыми познакомился по интернету, а также убил молодую женщину, затолкав ее вместе с сестрой в мешок, который сбросил в реку; Чэн У-сун (鄭武松) из ревности убил свою бывшую жену и ее босса.
Партийные пропагандисты в Пекине с очевидным удовлетворением восприняли новость об исполнении смертных приговоров на Тайване. Каждая смертная казнь за границей становится оправданием идеологии Пекина, для которой расстрел и смертельная инъекция оказались неотъемлемой частью поcтроения “гармоничного общества”. Сообщив о 4 казнях, агентство Синьхуа подчеркнуло, что опрос, проведенный в марте выходящей в Тайбэе газетой United Daily News, показал, что против отмены смертной казни высказались 74% респондентов, а за отмену выступили только 12%.
Как и в случае с выборами, однопартийный режим опирается на подобные данные, чтобы заявлять, что народ еще не готов к реформам - нужно подождать, пока большинство населения созреет для других оценок. Но на самом деле общественное мнение на Тайване выглядит иначе, если уточнить вопрос: 53% высказались в поддержку замены смертной казни пожизненным заключением без права помилования; еще больше - 62% - считают возможным смягчение приговора до пожизненного или длительного заключения при условии, что осужденные на казнь проявляют раскаяние или примерное поведение, причем против выступает явное меньшинство - 35%. И политики лишь пользуются наиболее мрачной версией общественного мнения, если имеют целью возвышение чиновников над собственным народом.
На необходимость откликнуться на ожидания большинства сослался также премьер-министр Тайваня У Дунь-и (吳敦義). Казненные совершили серьезные преступления, заявил он 2 мая, “вызвавшие даже негодование богов, и эти казни отвечали ожиданиям значительного большинства наших соотечественников”. Тайвань работает над продвижением к отказу от смертной казни, добавил он в ответ на прозвучавшее со стороны Европейского союза осуждение по поводу смертных казней 30 апреля, но “сейчас не самый подходящий момент, так как различные опросы публики показали, что не менее 70% местного населения все еще выступают против отмены смертной казни”.
"Европейский союз призывает правительство Тайваня немедленно возобновить в ожидании законной отмены смертной казни действующий de facto
мораторий, который должен включать все случаи смертных приговоров на Тайване", говорится в выпущенном 1 мая заявлении верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон. “Европейский союз снова призывает правительство Тайваня возобновить политические шаги к полному отказу от смертной казни - в соответствии с глобальной тенденцией по ее отмене во всем мире”.
Протест правозащитников по поводу осуществленных 30 апреля смертных казней напротив здания министерства юстиции Тайваня. Тайбэй, 1 мая 2010
В Москве прошел пикет ‘Amnesty International’ против смертной казни в Беларуси
Правительство Тайваня решило отказать Ребии Кадир в разрешении посетить остров