Выступающая за отмену смертной казни во всем мире правозащитная организация Amnesty International (AI) обратилась к президенту Тайваня Ма Ин-цзю (馬英九) с призывом убрать последние остатки смертной казни, создав таким образом позитивный пример для стран Азии.
Новая волна дебатов по вопросу отмены смертной казни, без преувеличения затронувших все слои тайваньского общества, возникла после отставки министра юстиции, решение о которой правительство Тайваня приняло 12 марта. Занимавшая этот пост искренняя последовательница буддизма Ван Цин-фэн (王清峰) заявила, что скорее откажется от министерского кресла, чем казнит любого из 44 человек, ожидающих исполнения смертного приговора.
“Я скорее пойду в ад, чем в период моего пребывания в должности казню хоть одного приговоренного к смерти”, - отметила она в опубликованном вечером 9 марта заявлении под названием “Повод и прощение - отсрочка в применении смертной казни”, в котором призвала к отмене смертной казни и отказу о приведении в исполнение уже вынесенных смертных приговоров.
Ее заявление последовало за комментариями, с которыми выступил 8 марта перед законодателями предложенный президентом Ма Ин-цзю на пост генерального прокурора заместитель министра юстиции Хуан Ши-мин (Huang Shih-ming),
сказавший, что выступает в поддержку поправки, отменяющей смертную казнь. Он подчеркнул, что осужденные на смерть - таковых на Тайване в настоящий момент 44 - не могут неопределенно долго ждать исполнения приговора.
Смертная казнь на Тайване не осуществляется с 2005 года, пока в течение 4 лет бывший министр юстиции Морли Ши (施茂林), а затем Ван Цин-фэн придерживались такой политики, чтобы при формальном сохранении смертных приговоров не осуществлять казни.
Смертная казнь является самой опасной из мер наказания, отметила Ван Цин-фэн, так как судьи всего лишь “люди”, а не “Бог”. Она подчеркнула, что отказ от казней не противоречит конституционным нормам, так как Конституция Китайской Республики защищает человеческую жизнь, и в соответствии с этим принципом нельзя отобрать жизнь у человека. “Те же, кто совершил убийство, теряют возможность внести исправления в свою жизнь. Казнить их означает лишь разрушить еще больше семей”, - отметила Ван, добавив, что понимает, какую боль испытывают семьи жертв, и что министерство постарается сделать все, чтобы обеспечить их компенсациями и заботой.
Теперь решением этой задачи должен заняться действующий генеральный прокурор Цзэн Юн-фу (Tseng Yung-fu), о назначении которого на ее пост кабинет министров Тайваня
объявил 19 марта. Премьер-министр Тайваня У Дунь-и заявил в связи с этим, что новый министр юстиции, который приступит к исполнению своих обязанностей с 22 марта, должен следовать букве закона. Напомним, что в своем выступлении по поводу отставки Ван Цин-фэн в Законодательном Юане 12 марта У Дунь-и подчеркнул: «Пока не принято поправок к закону, нельзя сомневаться в правильности его исполнения. Так как для министра Ван этот вопрос превратился в дилемму, она сама высказала мысль о своей отставке, а в правительстве с ней согласились».
В связи с этой сменой в правительстве Amnesty International призвала президента Ма Ин-цзю показать, что Тайвань останется непреклонным в достижении обозначенной ранее цели по отмене смертной казни. “Мы приветствовали ваши заверения, данные нам и другим группам в ходе встречи 18 июня 2008 года, что de facto введенный на Тайване мораторий сохранится. Призываем вас не отходить от этой позиции. Жизни 44 заключенных, ожидающих смертной казни, не должны подвергаться риску из-за нынешнего политического противостояния”, говорится в
обращении AI, опубликованном 18 марта.
“Мы рассматриваем Тайвань в качестве лидера на пути к отмене смертной казни в регионе. Надеемся, что поддержка Тайванем моратория - наряду с Монголией, где президент Элбэгдорж формально объявил мораторий в январе 2010 года - окажет воздействие на власти Японии и Китайской народной республики, побудив их самим предпринять подобные шаги”.
Amnesty International указывает, что на встрече с главой Ассоциации прокуроров Чжу Нанем 15 марта президент Тайваня Ма Ин-цзю заявил, что для рационального обсуждения темы смертной казни необходимо расширить образовательную платформу и пространство публичной дискуссии. Внимание общества к назначению нового министра юстиции может предоставить возможность для прояснения того, что смертная казнь является предельно жестокой, бесчеловечной и унизительной формой наказания, которая подразумевает риск неисправимой ошибки и не имеет никакого особого сдерживающего воздействия, подчеркивает влиятельная правозащитная организация.
Настоящее публичное обсуждение предоставляет возможность пропагандировать глобальный тренд к полной отмене смертной казни, поскольку более чем две трети стран мира отменили смертную казнь в законодательстве или на практике, и “призвать к общественной поддержке этой тенденции в преддверии назначенного на декабрь 2010 года в Генеральной Ассамблее ООН голосования о глобальном моратории”, отмечается в обращении Amnesty International, которое подписал временно исполняющий обязанности генерального секретаря организации Клаудио Кордоне.
Смертная казнь, которая осуществляется на Тайване выстрелом в затылок или основание шеи, остается стандартной мерой наказания в законодательстве стран Азии, включая Японию и Китай. Конечно, обсуждение отмены смертной казни на Тайване, должно оказать влияние на позицию однопартийного режима в Пекине, выносящего смертные приговоры за 68 видов преступлений, в том числе 44 ненасильственных. Но стоит также надеяться, что подействует и дискуссия в Сингапуре, заставившая обратить внимание на применение смертной казни в отношении лиц, чьи преступления связаны с наркотиками. Материковый Китай, где подобный случай уже
вызвал реплику со стороны верховного суда, по-прежнему полагается на благоразумие судей, рассматривающих дела, относящиеся к перевозке наркотиков, но этого может оказаться недостаточно.
Именно такие сомнения отражает практика автоматического вынесения смертных приговоров за контрабанду наркотиков в Сингапуре, где суд казнит любого обвиняемого по делу о ввозе более 15 граммов. 22-летний Йонг Вуй Конг (Yong Vui Kong) из Малайзии должен был быть повешен в декабре 2009 года, если бы адвокатам не удалось добиться отсрочки исполнения “бесчеловечного и непропорционального” приговора, нарушающего международные нормы и права человека. Относящийся к "бедным и уязвимым" слоям общества Конг был приговорен в 2008 году к смерти за провоз в Сингапур 47 граммов героина.
"Это же молодой человек, лишь 22 лет, совершивший правонарушение, не связанное с насилием, -
заявил Guardian Сол Лерфройнд (Saul Lehrfreund), один из создателей выступающей против смертных приговоров группы юристов Death Penalty Project в Лондоне. - Вне зависимости от индивидуальных обстоятельств дела у суда в Сингапуре не было иного выбора, кроме как назначить казнь через повешение. В наши дни и в нашем веке это выглядит совершенно нелепым".
Сингапур, имевший в 1990-е самый высокий уровень смертной казни в мире, значительно снизил ее применение, однако правительство сопротивляется любому изменению законодательства в этой сфере. Как указывает в ответ на призыв к реформе генеральный атторней Сингапура Уолтер Вун (Walter Woon), парламент и так имеет возможность проявить милосердие по индивидуальным делам.
Адвокаты Конга, которому в декабре отказали в милосердии, подчеркивают, что судебная власть должна принимать решения самостоятельно. "Не может быть правильным, что административный орган, не участвующий в судебном разбирательстве, на деле становится органом, определяющим приговор, - отмечает Лерфройнд. - На глобальном уровне наличествует ясная тенденция отказа от вынесения смертных приговоров без учета возраста обвиняемых, принадлежности к уязвимым слоям и иных сильных смягчающих факторов".
Тюрьма Changi в Сингапуре, где содержатся приговоренные к смерти
В Москве прошел пикет ‘Amnesty International’ против смертной казни в Беларуси Amnesty International: Китай занимает первое место по числу смертных казней в мире Верховный суд Китая: бедные продавцы наркотиков 'заслуживают снисхождения' Китай продолжает применять смертную казнь в делах, не сопряженных с насилием Amnesty International осудила программу исполнения смертной казни в Китае путем инъекции