Ведущие члены Российского общества Друзей (квакеров) приняли участие в пикете ‘Amnesty International’ против смертной казни, прошедшем 8 октября напротив посольства Республики Беларусь в Москве.
«Мы, квакеры, традиционно выступаем против смертной казни, и приветствуем инициативы всех религиозных общин, направленные на ее отмену», - сказал главный редактор российского квакерского
портала Quakers.ru Сергей Грушко. В пикете, символически изображавшем жертв повешения с черными повязками на глазах, приняли участие и другие представители этой традиционной религии, которые верят, что «внутри каждого человека есть искра Божественного света, а между людьми должен царить дух любви и взаимопонимания».
Влиятельная правозащитная организация в преддверии
Европейского дня за отмену смертной казни провела акции напротив зданий дипломатических представительств Республики Беларусь в Москве, Киеве и Кишиневе. Беларусь остается единственной среди европейских стран, а также среди государств, образовавшихся после распада Советского Союза, где сохраняется смертная казнь.
“Высшая мера наказания в Беларуси окружена завесой секретности. Смертную казнь приводят в исполнение выстрелом в затылок, и порой, на исполнение приговора требуется больше одной пули. Тело не передают родственникам, которых зачастую ставят в известность постфактум, при этом место захоронения сохраняют в тайне, что причиняет семье ещё большее горе”, говорится в пресс-релизе, распространенном Российским ресурсным центром ‘Amnesty International’ в Москве.
«Смертная казнь - предельная форма лишения человека его прав. Она представляет собой преднамеренное и хладнокровное лишение жизни человека государством. Это жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство наказание применяется во имя справедливости», - сказал руководитель центра Сергей Никитин.
Представители Amnesty International передали властям Беларуси петицию, в которой призвали немедленно ввести мораторий на вынесение смертных приговоров и исполнение смертных казней, а также заменить уже вынесенные смертные приговоры длительным тюремным заключением. По оценкам Amnesty International, с момента обретения Беларусью независимости в 1991 году в стране были казнены не менее 400 человек.
Между тем в Японии, где с приходом к власти нового кабинета министров призывы к отмене смертной казни приобрели государственную поддержку, вспоминают о периодах в современной истории страны, когда смертные приговоры не исполнялись благодаря приходу во власть лиц, неукоснительно следующих религиозным принципам. В соответствии с уголовным законодательством страны смертный приговор должен утверждаться министром юстиции в течение шести месяцев после завершения судебного процесса. Однако с ноября 1989 года в течение трех лет и четырех месяцев в стране не было смертных казней, так как занимавший пост министра юстиции с 1990 по 1991 год буддийский монах Мегуму Сато (Megumu Sato) отказался подписывать ордера на казнь, ссылаясь на требования веры.
В октябре 2005 года вступивший на пост министра юстиции Сэйкен Сигиура (Seiken Sugiura) открыто заявил, что не станет подписывать ордера на казнь, так как это противоречит его религиозным и философским убеждениям. Хотя через час он отозвал это заявление, поскольку оно противоречило исполнению предписанных законом обязанностей министра, Сэйкен Сигиура в течение почти годового пребывания в должности не подписал ни одного постановления об исполнении смертного приговора.
Назначенная в новом правительстве министром юстиции Кейко Чиба (Keiko Chiba), являясь последовательным противником такой высшей меры наказания, входила в состав внепартийной Парламентской лиги за отмену смертной казни. В своей инаугурационной речи на заседании кабинета министров 23 сентября Кейко Чиба подчеркнула, что по ее "личным ощущениям было бы правильно" предпринять шаги к мораторию на смертные приговоры или полной отмене смертной казни. По
сведениям Kyodo News, в поддержку этих мер в новом правительстве Японии выступят лидер Новой народной партии Шидзука Камэй (Shizuka Kamei), глава лиги против смертной казни, и лидер Социал-демократической партии Мидзухо Фукушима (Mizuho Fukushima).
В России смертные приговоры не приводятся в исполнение уже 13 лет - с сентября 1996 года, но документа, который бы окончательно запрещал казни, пока не существует. Многие законодатели придерживаются популистских убеждений, в соответствии с которыми смертная казнь является “традиционной” мерой, эффективно применявшейся во времена господствующего атеизма. Однако их активность, нацеленная на возрождение смертной казни в 2010 году, требует ясного ответа на вопрос о том, из какой категории лиц следует набирать новые «расстрельные команды». В наши дни невозможно ссылаться на требования классовой борьбы или необходимость казнить за взятки и растрату казенных средств, как это
происходит в современном Китае.
Можно надеяться, кстати, что дискуссии, возникшие в Японии и России, окажут должное воздействие на
позиции властей материкового Китая, который занимает
лидирующее положение в мире по числу смертных приговоров и казней.
Пикет Amnesty International на улице Маросейка, напротив здания посольства Республики Беларусь. Москва, 8 октября 2009