Обамао: Президент США был обязан встретиться с Далай-ламой, чтобы избежать «холодной войны»

Feb 18, 2010 20:38


Если забыть о колоссальной стратификации (расслоении) общества в материковом Китае (как называется территория, исторически оказавшаяся под контролем однопартийного режима; кроме нее еще существует "альтернативное" китайское государство, демократическое - на Тайване), может показаться, что любые заявления со стороны Пекина отражают взгляды большинства населения, а не выхолощенную идеологию, поддерживаемую в состоянии анабиоза сравнительно замкнутой группой, стоящей на вершине однопартийного режима.

Пока не случилось интернет-затмения в Синьцзяне, где в июле 2009 года по указанию местного партийного начальства попросту выдернули кабель, соединяющий регион с остальным миром, невозможно было ощутить, в какой степени власти игнорируют интересы рядовых граждан. Ведь от такого «жесткого удара» по сепаратизму пострадали все подряд, начиная с мелкого бизнеса и до китайских футбольных фанатов. С приближением лунного нового года восстановлен доступ к 27 сайтам (без e-mail, баннеров и кнопок), обмену sms (но не более 20 в день и не за рубеж), и, наконец, к услугам e-mail на одном из сайтов - но только получать, не отправлять.

Едва ли требуется глубокое знание интернета, чтобы понять: партийные боссы ведут борьбу не с реальными угрозами, а с собственными фобиями. И главный источник этих фобий заключается в доступности развитых технологий, от которых Пекин в нынешних условиях отказаться не в состоянии. Можно либо наращивать экономический рост, либо погрузиться в пучину страданий и голода, наподобие той, в которой пребывает соседняя Северная Корея. С помощью новых технологий Далай-лама и тибетское правительство в изгнании получили возможность не только распространять свои предложения за рубежом, но и оперативно получать сведения о положении внутри Тибета. Пекин уже не в состоянии навязывать остальному миру свою картинку, ему приходится искать ответы на новые вызовы в современных условиях свободного распространения информации.

Однако для того, чтобы эти ответы имели смысл, необходимо двигаться вперед, в ситуацию все большей открытости. Вместо этого Пекин, как видно по тому, что произошло в Синьцзяне, предпочитает попытки любыми средствами вернуться назад, во времена тотального контроля над массами. В материковой части Китая нарастают цензурные ограничения. Речь идет уже не только об отключении доступа к социальным сетям, сайтам зарубежных правозащитных организаций и блогам о Китае, но и контроле за песнями в караоке, содержанием sms и постов на форумах, запрете на регистрацию частных сайтов в зоне .cn, рекламе денежных вознаграждений за доносы на «низкопробные» материалы в частном обмене.

Самая показательная инициатива состоит в навязывании «красных» sms и мифа о славном маоистском прошлом. Производится массовая, по указанию сверху, рассылка на мобильные телефоны рядовых граждан цитат председателя Мао, пропаганда частных поздравлений, включающих указания на бессилие «бумажных тигров» (Мао называл «бумажными тиграми» демократические страны Запада), раскрутка фанатских сайтов секретарей компартии. Основателю однопартийного режима воздвигаются новые гигантские памятники, а нынешний лидер компартии стал появляться на публике в маоистском френче и наступление нового года встретил на бывшей революционной базе в провинции Фуцзянь. Образовательный процесс построен так, как если бы до 1976 года, то есть до завершения со смертью Мао затеянной им «культурной революции», ничего особенного не происходило.

Стоит отметить, что в ходе последней поездки посланников Далай-ламы в Китай делегацию впервые повезли не в Шанхай или какой-нибудь из процветающих регионов, а в мемориал председателя Мао, созданный в его бывшей деревенской резиденции в провинции Хунань. И сразу после завершения 9-го раунда переговоров Пекин повысил числящегося панчен-ламой 19-летнего тибетского юношу, назначив его на пост заместителя председателя Китайского буддийского общества - одной из пяти «патриотических» религиозных структур, во главе которой стоит, естественно, китайский буддист. Наряду с этим Далай-ламе и его «клике» снова предложили отказаться от «раскольнических заявлений и действий», иначе говоря, пройти курс «патриотического перевоспитания», разработанный партийными идеологами для всех тибетских монастырей внутри Китая. Тем самым Пекин продемонстрировал, что единственным условием для легального пребывания в его религиозной системе является признание «духа Мао» (напомним, что в ноябре 2008 года пекинский панчен-лама, посетив мемориал в провинции Хунань, начертал на рабочей доске великого кормчего: “Пусть живет дух председателя Мао”).

В условиях, когда Пекин так стремится утвердить «дух Мао», президенту Обаме трудно рассчитывать на то, что его слова и намерения не будут искажены цензурой материкового Китая. Из его инаугурационной речи агентством “Синьхуа” была удалена фраза, обращенная к «тем, кто держится за власть с помощью коррупции, лжи и обмана, за счет подавления несогласных». Его направленный против цензуры в интернете ответ на встрече со студентами в Шанхае был удален с внутренних порталов в течение часа. Последний комментарий по поводу встречи с Далай-ламой, опубликованный на ленте “Синьхуа” 17 февраля, предлагал задуматься над темой возможной «поддержки руководством Китая лидера гавайского движения за суверенитет».

Но наиболее знаковым является сравнение председателя Мао с национальным героем американского народа Авраамом Линкольном. Не далее, как в декабре 2009 года, его в очередной раз озвучил посол КНР в Литве Минтао Тун (Mingtao Tong): “Некоторые политики в мире поддерживают Далай-ламу и рассматривают его как защитника прав человека. Этого Китай никак не может понять. Например, в США президент Линкольн освободил чернокожих из рабства и его считают героем, а действия Китая по ликвидации крепостного режима в Тибете оценивают совсем по-другому”. Первоначально, в ноябре, эту мысль прямо адресовал Бараку Обаме другой представитель дипломатического ведомства в Пекине, официальный спикер Ма Чжаосюй.

Все это свидетельствует о весьма опасной тенденции в идеологических установках однопартийного режима в Пекине. Ведь именно по инициативе Мао Цзэдуна отрядами “стражей красной революции”, более известными в России под названием хунвэйбины, были разгромлены все религиозные организации, в том числе и «патриотические», сожжены древние рукописи по философии тибетского буддизма и разбиты надгробные памятники в усадьбе китайского философа Конфуция. Как бы Пекин ни старался отделаться от свободы интернета и навязать миру свою версию истории, в которой действия Мао не подлежат критике, дальнейшее движение в этом направлении способно лишь вызвать характерные для периода “холодной войны” подозрения, что Китай слишком часто стоит за событиями, имеющими существенное политическое значение в жизни соседей.

Достаточно привести только один, но очень существенный, пример. После разоблачения культа личности Иосифа Сталина Китай вместе с Албанией и Северной Кореей отказался признавать факты, угрожавшие основам маоизма. Портрет “отца народов” предшествует портрету Мао в кабинете начальника строительства в современном фильме китайского режиссера Цзя Чжанкэ “Натюрморт” (“Still Life”). Возвращение Сталина становится все более заметным и в политически близкой Пекину Москве. На днях стало известно, что к 9 мая московские власти намерены установить в центре российской столицы стенд, прославляющий Сталина за его «подвиги» во время второй мировой войны. Естественно, у многих возникнет предположение, что за этой инициативой скрывается влияние Пекина.

Возможность противостоять подобному развитию событий есть сегодня только у Соединенных Штатов. Встретившись с Далай-ламой, президент Обама прежде всего продемонстрирует, что не поддерживает стремление однопартийного режима в Пекине вернуть общество к тем временам, когда верующие рассматривались в качестве доставшихся от прошлого элементов «феодального строя», которые в конечном счете все равно подлежат суровой перековке.


 Ху Цзиньтао поздравляет ветеранов армии с наступающим лунным новым годом. Пекин, 3 февраля 2010

Однопартийный режим заявляет, что в материковом Китае не может быть диссидентов

Назначенный Пекином панчен-ламой тибетский юноша повышен до поста заместителя председателя КБО

Министерство культуры вводит систему контроля за вкусами миллионов посетителей KTV

К рождественским праздникам главный идеолог однопартийного режима призвал учить Маркса/Энгельса

Далай-лама, Пекин, США

Previous post Next post
Up