КОММЕНТАРИЙ: О чем пишут центральные газеты

Nov 10, 2009 01:55

20 лет назад рухнула Берлинская стена, но перед Далай-ламой уже начали строить новую

В последние дни российские газеты опубликовали две противоположных по смыслу новости, касающиеся Далай-ламы: выходящая в Бурятии Информ-Полис сообщила, что буддийскому лидеру передано письмо от имени организации «Зеленая Тара» и тех, кто «считает Его Святейшество Далай-ламу своим коренным духовным Учителем», тогда как охватывающая заведомо большую территорию Комсомольская правда написала о том, что внучатая племянница Далай-ламы вступила в компартию Китая (КПК). Из первой заметки видно, что буддисты - и не только бурятские - надеются, что в 2010 году, через шесть лет после последнего визита, Далай-лама все-таки приедет в Россию. Тогда как второе послание несет в себе достаточно очевидную идею: примириться с китайскими властями не так уж трудно - вступить в компартию, и дело с концом.

Казалось бы, заметку в “Комсомолке” можно легко проигнорировать - кому, спрашивается, есть дело до очень дальней родственницы, которая к тому же живет в стране, где всеми делами, в том числе и чисто религиозными, ведает упомянутая компартия. Но в этом-то и загвоздка. Эта заметка как раз несет очень ясный мессидж. Во-первых, четко проводится параллель с российскими реалиями: есть, оказывается, в Китае немало тех, кто «периодически выходит на митинги протеста, в конце концов заканчивающиеся столкновениями с правоохранительными органами». Во-вторых, для пущей доступности дается разъяснение - это те тибетцы, кто в отличие от “внучатой племянницы”, не испытывает “гордости” за членство в КПК, а поддерживает требование отделения Тибета от Китая.

Это, конечно, нехитрая пропагандистская уловка. Во-первых, у жителей материкового Китая, как принято называть ту его часть, где в течение 60 лет царит однопартийный режим, нет никакой возможности проводить митинги. Для особого случая, когда в дни прошлогодних олимпийских состязаний Пекину очень хотелось продемонстрировать иностранным гостям “права человека”, в трех столичных парках были введены специальные протестные зоны, но ни одна заявка не была удовлетворена. В обычное же время вооруженная милиция разгоняет любые уличные собрания - нельзя, нет такого закона. Неважно, каковы причины недовольства и какой национальности собравшиеся.

Во-вторых, Далай-лама и его сторонники вовсе не требуют отделения от Китая, а значительная часть протестов тибетских монахов имеет вполне религиозную основу. Они выражают несогласие с так называемыми “курсами патриотического перевоспитания”, которые систематически и обязательно - под отчет старших монахов - проводятся во всех крупных монастырях. Эти курсы напоминают “уроки марксизма-ленинизма” советских времен: требуется законспектировать пропагандистские тексты, восхваляющие компартию и осуждающие зарубежных “раскольников” и “клику Далая”, а в конце сдать по этим конспектам зачет. 20 лет тому назад подобные политзанятия еще были обязаловкой для советского офицерского состава, так что гражданам нынешней России было бы несложно понять, чем именно возмущены буддийские монахи.

Более того, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, чего именно пекинская пропаганда требует взамен верности Далай-ламе, редакция главного органа компартии “Жэньминь жибао” опубликовала 6 ноября очередной “комментарий”. “Объединенная и гармоничная” жизнь тибетцев иллюстрируется цифрами о росте доходов населения, развитии дорог, энергетики и телекоммуникаций по сравнению с 1959 годом (как это напоминает советские графики головокружительных успехов, где все сравнивалось с 1913-м!), а также большими прибылями от туризма (прибыли эти, отметим, идут в распоряжение китайских чиновников). “Жители Тибета уже поняли, кто помогает и кто саботирует”, подчеркивают авторы комментария, называя Далай-ламу “лжецом”. И воспроизводят свою основную догму: “Великие перемены в Тибете раскрыли великую истину: если бы не КПК, не было бы Китайской народной республики, не говоря уж о новом Тибете”.

Между тем это был уже четвертый (!) кряду пропагандистский выпад из Пекина, предшествовавший начавшемуся 8 ноября визиту тибетского духовного лидера в Аруначал-Прадеш - населенный тибетскими племенами приграничный штат Индии. Более 700 монахов встретили Далай-ламу торжественной церемонией в имеющем 400-летнюю историю монастыре Таванг, а неподалеку от него находится монастырь Ургеллинг, где в 1682 году родился Далай-лама VI. Как сообщают международные агентства, население региона, включая паломников из Бутана и Непала, с восторгом встречает своего духовного наставника, визита которого местные буддисты ждали 6 лет. Но возникает вполне естественный вопрос: с чего бы это Пекин организовал такой пропагандистский натиск, если Далай-лама посещает этот регион, если считать краткую остановку в Таванге после бегства из Тибета, уже в шестой раз (в 2003-м он побывал здесь дважды)?

Ответ тоже напрашивается сам собой: загляните в российскую прессу, и многое станет очевидным. Например, газета Газета без всяких оговорок пишет, что «никогда раньше изгнанный Китаем Далай-лама не приближался к своим бывшим владениям так близко». Если эта ложная мысль прокралась случайно, то что же следует сказать о другой «идее»: в августе Далай-лама “сделал первый провокационный шаг, приехав в Тайвань”. Напомним, что духовный лидер посетил Тайвань по приглашению местных административных органов и с одобрения правительства Тайваня, чтобы помолиться за жертв тайфуна ‘Моракот’. Значит, газета пишет вовсе не о поездках Далай-ламы, а о “провокациях” против Пекина. Однако подлинный рекорд поставило незадолго до этого влиятельное агентство “Интерфакс”, сообщившее в связи с визитом тибетского духовного лидера в Японию, что “премьер-министр Таро Асо 7 октября заявил, что ни он, ни какой-либо другой официальный представитель кабинета не будет встречаться с далай-ламой”. Но Таро Асо уже покинул этот пост, тогда как настоящий премьер-министр Юкио Хатояма прислал Далай-ламе приветственное письмо. Как сказал по этому поводу один влиятельный обозреватель, “скверное качество приложения ‘Интерфакс-Религия’ понизило уровень работы всего агентства в освещении религиозных новостей”.

И пока это только отдельные «блоки» в той ситуации, которую можно было бы описать как строительство новой идеологической стены. Сначала, чтобы подготовить народ к неизбежному отгораживанию, шаг за шагом внедряются пропагандистские искажения и прямая дезинформация, а затем дело дойдет и до настоящих бетонных заграждений (или, как в книге “Сахарный Кремль” Владимира Сорокина, стены из пеноблоков). Китайская пропаганда выкладывает свои блоки на юге, отделяя одних тибетцев от других по линии действующего контроля, как называется граница с Индией, тогда как российские газеты трудятся на севере. Хотелось бы спросить, на какую линию нацелена их работа, и на какой стороне окажутся буддисты Бурятии?


Пикет против назначенного китайской пропагандой "дня освобождения крепостных Тибета". Москва, 28 марта 2009



Фрагмент Берлинской стены у Центра имени Андрея Сахарова в Москве

Тибетское сообщество Индии приветствует визит Далай-ламы в Таванг
Далай-лама на Окинаве: влияние миролюбивых сил в мире растет
Премьер-министр Японии направил Далай-ламе приветственное послание
К визиту российского премьера в Пекин власти Синьцзяна приурочили 6 смертных приговоров уйгурам
Далай-лама прочел молитвы на месте гибели более 400 жителей деревни Сяолинь

Далай-лама, Россия, Китай

Previous post Next post
Up