Практический курс по выживанию для пилотов малой авиации "НАЗ. 48 часов" 23-25 февраля 2018г. (ч.2)

Mar 01, 2018 19:10


До захода солнца осталось чуть больше часа. Вертолёт улетел и вернётся за нами только через день.  Начинается самое интересное.



Мы находимся на озере, посередине огромного болота.



Снег, холод, темнеет, огня и жилья ещё нет.  Но та красота, что окружает нас завораживает настолько, что мы все схватили фотоаппараты и пошли снимать закат.



Вид места выживания из вертолёта перед закатом



Вертолёт улетел, оставив нас





Михаил, как инструктор полетел первым и выбрал место посадки и разбития лагеря.  В случае настоящей вынужденной посадки мы бы конечно пошли к той части озера, где есть полноценный лес. Но нам нужна лесотундра!



Первым делом переносим вещи с места высадки на планируемое место разбития лагеря.









Краткий инструктаж

Правило № 1 - не суетиться.  Начнёшь спешить - вспотеешь, потом замёрзнешь и заболеешь.  Делаем всё спокойно. Ночь не помеха, у нас есть фонарики.

Михаил нас разбивает по группам.  Мужчины расчищают площадку под жильё и огонь, заготавливают дрова из того, что можно найти в округе, женщины помогают построить жильё, следят за огнём и занимаются приготовлением пищи.

Правило № 2 - все вещи которыми пользуемся никогда не кладём на снег.  Мачете, нож должны иметь темляк. Кружки, котелки - всё вешаем на ближайшие кусты и деревца.  На снег упало - считай потерял.

Далее Михаил показывает как правильно развести огонь, без спичек и зажигалок, только при помощи огнива и бересты. У нас появился огонь, а это тепло и жизнь.





image Click to view



Переходим к строительству чума.  Нас 4 человека. Размер по полу 3х3 м. Используются жерди (10 штук), аварийные одеяла из лавсана и полиэтилен из НАЗа.  Сначала расчищается площадка, заготавливаются жерди. Жерди вяжутся между собой при помощи шнура, которым также укомлектован НАЗ.



Тут будет стоять чум





Первый слой идёт из спасательных одеял



Окончательный вид чума. На первом плане чемодан НАЗа.

Изначально мы планировали отапливать наше жилище при помощи печки.  Планировалось два варианта - печка-зарядка “........”   и самодельная печка из канистры из под масла.

К сожалению, не удалось использовать ни один вариант.  Оба оказались не рабочими.  Возможно, наладить нормальное отопление поможет печка "Пошехонка". Надо пробовать.  Это самый лёгкий походный вариант печки.



Попытка зарядить телефон



Результат отрицательный, удалось подзарядить только poverbank

В первую ночь есть сильно не хотелось - хотелось пить.  Пили горячий сладкий чай.  Также в закромах оказался доширак - заварили и съели.



Накатывает усталость

Как спать?  Изначально планировалось в центре чума поставить печку, самим лечь по 4 сторонам.  Но так как с печью не получилось решили ложиться в ряд.  Пол был застелен крыльевыми чехлами на которые бросили 4 пенки.  По спальникам были варианты:

  1. 2 тонких спальника всунутых друг в друга
  2. RedFox  Yeti -40
  3. Северный путь

Также в НАЗе были химические грелки и греющие жилеты Keeptex приобретённые по случаю.

По результатам ночи:

В мешках рассчитанных на 30 градусов мороза в одежде спать было вполне комфортно.  Время сна составляло до 5-6ч.  В тонком спальнике дольше 3ч спать было невозможно.

Ночью температура опустилась ниже 30 градусов.  Начали наблюдать следующие явления - обмерзания спальника изнутри. От дыхания.  Химические грелки удобны и эффективны, но по субьективным ощущениям время их действия завышается.  Написана - действует 3 ч, а по факту час от силы.  Жилет греет, но не сильно.  Я ожидал большего.  Возможно есть смысл использовать многоразовый жилет в который вкладывать одноразовые небольшие грелки.



Утром, уже становится теплее.

Поспать удалось 3-4 часа, далее замёрзнув я понял, что нужно идти к костру греться.  Но баффины надеть не удалось.  Они обмёрзли так, что ногу было не засунуть в тёплом сапожке. Пришлось босиком влезать в резиновую галошу и подпрыгивая как кузнечик от холода быстро разжигать огонь.  С этой же проблемой столкнулись все остальные ребята с одной лишь разницей, что к их пробуждению огонь уже удалось развести и была возможность растопить лёд на ботинках.



Морозное утро 24 февраля

Развести огонь при помощи огнива и ватных шариков оказалось достаточно просто, я бы даже сказал, что это удобнее и быстрее чем со спичками. Ватный шарик есть смысл класть на таблетку сухого спирта, тогда есть больше времени поджечь веточки и кору.  Но можно использовать и бересту..

А дальше в котелке быстро накипятили воды, заварили горячего сладкого чая и овсянной каши из сублимата. Сублиматы использовали фирмы “Гала-гала”.  Очень порадовало качество!  Смело можно рекомендовать класть эти сублиматы в НАЗ.



Горячий сладкий чай придаёт силы

Чтобы побыстрее согреться снова пошёл добывать дрова. Физическая работа - лучшая грелка.



Воду получали путём растопки снега

После встречи рассвета и завтрака мы с нетерпением ждали спасательных вертолётов.   Время было всего 8:30, а мы уже стали нервничать - ну почему же “Ангелы” не летят?  Стали немного понятны чувства и состояния людей, которые ждут помощи с неба.  И умом ведь понимаешь, что в это время наверняка вертолётчики ещё досматривают сладкие сны в тёплой кроватке, а твоё время в этот момент превращается в медленную тягучую субстанцию, которая начинает замерзать при низких температурах.

Чтобы отвлечь себя от этих мыслей мы пошли топтать посадочные площадки.  Размеры площадок 3х5м, расстояние между ними 20м.  Всего мы вытоптали 4 площадки.



Вместе весло топтать!

Площадки были подготовлены на ближайшем островке, т.к. состояние льда предугадать сложно.  Со льдом на этом озере вообще оказалась очень интересная картина: температура -30, в то же время мы несколько раз проваливались в воду, снег расчищаешь - выступает вода, там где вроде бы нормальный лёд, прорубаешь его топором, под ним вода 20 см, а дальше ещё слой льда.  Не имея пешни или бура определить сколько слоёв льда просто невозможно, соответственно и рыбная ловля оказалась исключена.

Установили и включили имитатор аварийного радиомаяка.



имитатор маяка от Дмитрия Шаповалова

Продолжение следует...

Практический курс по выживанию для пилотов малой авиации "НАЗ. 48 часов" 23-25 февраля 2018г. (ч.1)
Практический курс по выживанию для пилотов малой авиации "НАЗ. 48 часов" 23-25 февраля 2018г. (ч.2)
Практический курс по выживанию для пилотов малой авиации "НАЗ. 48 часов" 23-25 февраля 2018г. (ч.3)

Ярин, выживание, НАЗ

Previous post Next post
Up